Украинцы и поляки: Этика примирения

E-mail Печать PDF

Ukraincy i poljaki Jetika primirenijaВосстановленный диалог украинских и польских историков вокруг конфликта между двумя народами времен Второй мировой войны. Его успех зависит от того, удастся ли сторонам вести его на общих этических основаниях.

Возвращение историков обеих стран к диалогу с острых страниц истории польско-украинских отношений, безусловно, стало центральным событием этого года в процессе двустороннего примирения вокруг прошлого.

Перед участниками рабочей группы стоит несколько амбициозных проектов, которые уже обсуждались ранее.
Самый главный вызов с точки зрения науки пожалуй заключается в том, чтобы, дав максимально полную картину конфликта на основании документальной базы (в том числе и недавно открытых архивов коммунистических спецслужб в Украине), вернуть тематику украинского-польских конфликтов в чисто научное русло.
Есть однако, на наш взгляд, и другой аспект, который несколько выходит за пределы чистой науки.

Заключается он в том, смогут ли историки в процессе анализа причинно-следственных связей трагических событий способствовать формированию их единого морально-этического видения как в научной среде, так и среди рядовых обывателей обеих стран.
Перезагрузка

В прессе уже сообщалось, что первое заседание рабочей группы, созданной по обоюдному инициативы институтов национальной памяти Украины и Польши, состоялось 3-4 ноября в Киеве.
Каждую страну представляли девять ученых - специалистов по украинскому-польской проблематике ХХ века. Среди них - Гжегож Мотыга (Польская академия наук), Вальдемар резмер (Университет Николая Коперника в Торуни), Богдан Гудь (Львовский национальный университет), Иван Патриляк (КНУ им. Шевченко) и другие.

Украинскую делегацию возглавлял директор украинского Института национальной памяти Владимир Вятрович, польскую - заместитель директора ИНП Польши Павел Укельський.

О возобновлении сотрудничества после пятилетнего перерыва оба института смогли в прошлом году после смены власти в Украине. Перерыв был вызван просоветским и пророссийским поворотом в гуманитарной политике Украины вследствие прихода к власти режима Виктора Януковича.
Ноябрьском заседанию украинского-польского форума историков предшествовал первый за многие годы совместный проект институтов национальной памяти двух стран. 19 мая в Национальном музее истории Украины открылась выставка, посвященная уничтожению польской элиты нацистским и советским режимами (Акция АВ и Катынское преступление соответственно).

Лейтмотивом выставки стал показ тождества страшных диктаторских режимов ХХ века - нацистского и коммунистического. Это тема, о которой, как напомнил директор Украинского Института национальной памяти, Владимир Вятрович, "не слишком часто и не очень охотно говорят в развитых демократических странах Запада".

"Это тем более важно, что до сих пор, к сожалению имеем дело с попытками реабилитации - в меньшей степени немецкого нацизма, большей советского коммунизма", - добавил со своей стороны, директор ИНП Польши Лукаш Каминский, выразив одновременно готовность своего ведомства проводить в Польше выставки, которые представляют украинскую историю ХХ века.

Ноябрьская встреча историков в Киеве носила предварительный характер. Были очерчены круг проблем, методика и принципы дальнейшего двустороннего работы; представлен обзор наработок польской историографии на тему украинского-польских отношений во время второй мировой войны. Определенные хронологические рамки изучаемого периода - 1939-1947 годы.

Поэтому конфликты, которые предшествовали Второй мировой войне (например, "пацификация" Восточной Галиции, или убийство Тадеуша Голувка), формально остались вне этих рамок.
Как пояснил Владимир Вятрович, это было вызвано тем, что именно на указанный период пришлось всего противоречий и конфликтов, поэтому именно по нему существует больше вопросов, которые надо выяснить.
Хотя, как добавил Павел Укельський, это не значит, что период межвоенной Польши (в котором в значительной степени эти конфликты закладывались) оставаться без внимания участников рабочей группы.

Без политизации

Как известно, главными сторонами украинского-польского конфликта 1939-1945 гг. Были независимые подполья обоих народов, лишенных своей государственности (разница заключалась в том, что перед началом второй мировой войны поляки, в отличие от украинских, имели свое государство).

Это было время, когда борьба украинского и поляков за освобождение от жестоких тоталитарных режимов ХХ века, коммунистического и нацистского, соседствуют с тем, что с легкой руки немецкого публициста Карла Людвига Берне (1786-1837) называется "национальным эгоизмом".
Выражением этого эгоизма было стремление национально-освободительных движений обоих народов решить радикально и за сравнительно короткое время все противоречия - от территориальных до гуманитарных и социальных - накопившиеся за века сосуществования двух народов на территории, которые в процессе формирования различных государственных образований (Руси, Польши, Великого княжества Литовско-Русского, I и II Речи Посполитой) становились частью то одного, то другого.

Эти территориальные изменения происходили, как известно, по-разному.
В одних случаях - в результате военной агрессии: с одной стороны, например, походов Владимира Великого (ок. 960-1015), с другой - Болеслава Храброго (966 / 967-1025), а также их потомков.

В других - через династические присоединения: имеется в виду, например, постижение королем Казимиром ИИИ (1310-1370) Львова, столицы Русского королевства, после смерти князя Юрия-Болеслава (1310-1340) (оба были как Рюриковичами, так и пясти) хотя и там имело место применение военной силы.

Наконец, в результате объединительных процессов: речь идет о ряде династических и межгосударственных уний, самая известная из которых - Люблинская 1569. В конце нельзя не вспомнить и пребывание в составе межвоенной Польши Западной Украины и части Волыни.
Попытки радикального решения "украинского-польского узлу", когда к старым исторических вдруг, уже якобы и забытых, добавлялись новые, со времен II Речи Посполитой, вылились в кровавое противостояние. Жертвами его стали десятки тысяч человек, а количество той или иной степени пострадавших достигло сотен тысяч.

Учитывая это, главные вызовы, стоящие и стоять перед украинской-польской рабочей группой историков, перед восстановленным украинского-польской форума, заключаются в следующем.
Первое: дать научную оценку тем трагическим событиям, максимально полно установить на основании существующих и вновь выявленных документов и свидетельств их причинно-следственные связи и ход (в том числе и количество жертв с обеих сторон).
Второе: лишить процесс исторических исследований ненужной политизации. Речь идет прежде всего о попытках задействовать "проклятые вопросы" отношений между нашими народами в текущей политической деятельности.

Здесь в последнее время, к сожалению, больше отметилась польская сторона.
Почти за полторы недели до начала первого заседания восстановленного украинского-польского форума историков, 25 октября, на сайте prawy.pl появилось интервью сенатора (и историка по совместительству) Яна Жарина, представителя "эндекский крылья" в пропрезидентской партии "Право и справедливость ".

В нем господин угли на фоне нескрываемой демонстрации некритического подхода к польской истории, говорил о необходимости "наступательной исторической политики", а украинское националистическое подполье характеризовал исключительно как "людовбивчи организации" ("ludobójcze organizacje»).
Для сравнения: в Украине даже радикальные украинские националистические организации ("Свобода", "Правый сектор") уже около двух лет воздерживаются от публичных антипольских инвектив, в том числе в адрес польского незалежницкого подполья.

К счастью, как сообщили независимо друг от друга автору этих строк директор украинского ИНП Владимир Вятрович и вице-президент польского ИНП Павел Укельський, это интервью не повлияло никак на ход форума и его атмосферу.

Правда, польские исследователи выражали обеспокоенность, не влияют нормы принятого в этом году закона «О правовом статусе и памяти борцов за независимость Украины в ХХ веке" на свободу исследований и критических выводов (имелась в виду Статья 6 этого закона, которая устанавливает ответственность за "публичное отрицание факта правомерности борьбы за независимость Украины в XX веке»).

Пришлось их успокаивать, что к науке эта статья не имеет никакого отношения и напомнить, что президент Петр Порошенко во время встречи с бывшим президентом Польши Брониславом Коморовским пообещал добиться другого формулировка этой нормы.

Понятно, что форум историков имеет дело с явлениями и событиями прошлого. Однако тот же Владимир Вятрович обратил внимание на такое явление современной массовой обыденного сознания, как "асимметрия памяти", которая проявляется в современности.

Речь идет, по его словам, о том, что среднестатистические украинские обыватели в массе своей часто не знают многих вещей, которые являются раздражающими для поляков; поляки же не знают тех вещей, которые дразнящие для Украинской.

Поясним на примерах из повседневной жизни. Некоторые украинцы, например, попав под тем или иным предлогом в Польшу, любят позировать на фото с красно-черным флагом, не понимая, что у многих жителей этой страны, особенно тех, чьи родственники погибли во время войны от рук Украинской во время "Волынской резни ", это вызывает не лучшие воспоминания и ассоциации.

Что касается польской стороны, то киевляне наверняка еще помнят, как польские футбольные фанаты получили этим летом "ломоту" от украинских болельщиков за транспаранты с более чем прозрачными намеками на "польскость" Львова.

Собственно об этике

Есть в контексте нынешнего восстановленного диалога украинских и польских ученых одна проблема, обойти которую при всем желании не получается. Как польские, так и украинские историки, специализирующиеся на теме украинской-польских конфликтов в ХХ в., Нередко любят утверждать, что по всем спорным моментам нельзя иметь одинакового видения, и нельзя убедить.

В конце концов, это и не нужно. Более того, тема "исторической правоты" или "неправоты" достаточно легко нивелируется и теряет свое значение, в принципе выгодно и желательно для обеих сторон диалога. Но только в том случае, если обе стороны диалога выражают готовность к "совместной морального языка и одинаковой этической позиции".

Приведенная цитата - фрагмент письма польского юриста и историка Владислава Желенского (представителя стороны обвинения на Варшавском процессе Степана Бандеры, а после войны - всего сторонника украинского-польского взаимопонимания) до деятеля украинского женского движения, депутата сейма II Речи Посполитой Милены Рудницкой - иллюстрирует, на наш взгляд, главный вызов и одновременно главный ключ к решению практически всех спорных вопросов.

Что имеется в виду?

Очевидно, прежде всего осознание человека как такового, человеческой личности, человеческой жизни как высшей ценности. Это - основа дальнейшего успеха диалога. Одно дело, например - уточнить количество жертв украинского-польского противостояния, другая - риск попытки решить спор "кто прав, кто начал первый": однако в обоих случаях существует угроза забыть о человеке и его жизни как высшую ценность.

Без сомнения, именно этой ценностью руководствовался славной памяти Яцек Куронь, искренний сторонник украинского-польского примирения, когда, обсуждая вопрос надписей на могилах жертв украинского-польского противостояния в 1918-1919 гг., На Лычаковском кладбище, предложил один общий надпись для всех : "Героически павшим в борьбе за независимую Польшу (Украина) в братоубийственной войне".

Яцек Куронь (между прочим, уроженец Львова) всегда трактовал украинский-польские конфликты ХХ века как братоубийство. Готовы ли украинские и польские историки рассматривать эти конфликты именно с этой позиции?

Пожалуй, в этом заключается главная интрига восстановленного украинского-польского диалога историков, который будет продолжен в следующем году.

Можно возразить: "братоубийство" - категория не политическая, не исторические и не научная. Скорее этическая. Это так. Но видимо никакая другая наука настолько не сопряжена с этикой, как история. И дело здесь, разумеется, не в сугубо научной, исследовательской этике.

Это еще и этика диалога. В предыдущие годы имели место так называемые научные "междусобойчики", когда проблемы украинского-польских конфликтов ученые Украины и Польши обсуждали без участия соответственно польских и украинских партнеров - что, на наш взгляд, в принципе недопустимо; ведь трагедия - общая.

Это, кстати (хотя это выходит за рамки чисто научной проблематике) этика памяти. Если украинский-польские конфликты - это наша общая драма, то почему дни памяти их жертв каждая сторона до сих пор чтит отдельно? Почему ни один из историков Украины или Польши не поставил этот вопрос перед научной и более широкой общественностью?

Экзамен на способность к "совместной морального языка и одинаковой этической позиции" Украинский и польские историки смогут составить перед народами своих стран в марте и октябре 2016 года.

Именно в эти месяцы запланированы разбирательства рабочей группой "горячих" тем. Мартовское заседание пройдет в Варшаве и будет посвящено деятельности украинского и польского подполья на территории II Речи Посполитой. Октябрьское должен состояться в Киеве и сосредоточено полностью событиям на Волыни в 1943 году.

Что действительно радует в связи с восстановлением диалога историков - это появление перспективы широкого двустороннего диалога на всех уровнях научного сообщества и гражданского общества обеих стран по проблемным вопросам отношений наших народов.

"Надеюсь, наша встреча станет примером для других инициатив, которые будут охватывать другие периоды времени", - заявил Павел Укельський.

В конце концов, отсутствие диалога, недостаток знаний - то ли это, что нам мешает понимать друг друга и выгодно тем, кто хочет разорвать нашу дружбу, скрепленную кровью на полях Грюнвальду, на подступах к Варшаве и на Майдане Независимости.

 

Вход в Razmut

Резюме от Razmut

Сергей Сергеев
Title: Менеджер продаж, отдел сбыта промышленного оборудования
Category: Торговля, снабжение, продажи
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $$ - Договорная - $$
Experience: 30
Available: Yes
Gender: Male
Фериде Казанфарова
Title: Врач
Category: Медицинские работники
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $800 - $900
Experience:
Available: Yes
Gender: Female
Наталья Поданева
Title: мастер-технолог
Category: Инженеры, технологи, конструкторы, энергетики
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $50 - $100
Experience: 2
Available: Yes
Gender: Female
Евгений Колб
Title: Техник-Землеустроитель
Category: Строительство, архитектура, недвижимость
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $100 - $200
Experience:
Available: Yes
Gender: Male
Ирина Ефимова
Title: Редактор
Category: Культура, искусство и шоу-бизнес
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $800 - $900
Experience: 9 лет
Available: No
Gender: Female
Фарида Дашдамирова
Title: Кредитный специалист
Category: IT, компьютеры, програмное обеспечение
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $500 - $600
Experience:
Available: No
Gender: Female
Наталья Рыбачок
Title: Менеджер по продажам
Category: Торговля, снабжение, продажи
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $$ - Договорная - $$
Experience:
Available: No
Gender: Female
Илья Багнюк
Title: Менеджер по продажам\супервайзер\начальник отдела продаж
Category: Другое
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $600 - $700
Experience: 10
Available: No
Gender: Male
Роман Акулевич
Title: оператор по добыче нефти и газа
Category: Рабочие, мастера
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $500 - $600
Experience: 15 лет
Available: Yes
Gender: Male
Марина Кораблёва
Title: инспектор, специалист
Category: Другое
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $$ - Договорная - $$
Experience: 4 года
Available: Yes
Gender: Female

".Работа в Москве." ".Работа в Киеве." ."Поиск вакансий." ".Поиск резюме." ".Подбор персонала." ".Описание обязанностей, должностных инструкций по вакансиям." ".Шаблон (макет) резюме." ".Выложить резюме." ".Разместить вакансию." ".Работа в Украине." ".Работа в СНГ." ".Работа в России." ".Работа в Белоруссии." ".Работа в других странах." ".Работа в Москве." ".Работа в Киеве." ".Работа в Санкт-ПетерБурге." ".Авиаразмут." ".Повышение квалификации по ведущим вакансиям." ".Размутить / снять девушку."
Карта сайта
© Размут.рф 2009–2018 ".Razmut." Contact tel. +38(093)76.70.429 operator life:)
По всем вопросам, пишите на электронную почту: po4ta(собака)razmut.ru - С уважением Администрация проекта «Размут»
При перепубликации материалов, активная ссылка на www.razmut.ru обязательна.
проверка сайта