Налоговая политика государства, как фактор стратегического управления развитием персонала предприятия

E-mail Печать PDF

Налоговая политика государства, как фактор стратегического управления развитием персонала предприятияКризисные явления в мировой экономики требуют от отечественных субъектов хозяйствования эффективного управления собственной деятельностью и существенных изменений в способах ведения бизнеса. В условиях ограниченных финансовых ресурсов особенно остро стоит проблема экономического выбора и распределения денежных средств между факторами производства. Что касается последних, то, по нашему мнению, стоит выделить человеческий капитал предприятия, носителем которого является персонал, как наиболее влиятельный фактор финансовой устойчивости, рентабельности и конкурентоспособности предприятия как на русском, так и на мировом рынках. Несмотря на это, приоритетом экономической стратегии любого предприятия сегодня является накопление квалификационного потенциала, происходит, прежде всего, путем непрерывного развития персонала.

Анализ последних исследований и публикаций. Среди научных разработок российских ученых, которые стали основой формирования идеологии необходимости непрерывного развития персонала предприятий. Вместе с тем следует заметить, что проблемы налогового стимулирования профессиональной подготовки и повышения квалификации работников остаются нерешенными, требуют дальнейшего решения и комплексного исследования.
Целью исследования является обоснование необходимости налогового стимулирования и развития персонала предприятий, выяснения его способов и механизмов, а также разработка практических рекомендаций по его реализации в России.
Под развитием персонала, мы понимаем целостный  активный процесс совершенствования знаний, умений и навыков, а также реализацию потенциальных возможностей работников предприятия, которая осуществляется через систему организационно-экономические мероприятия. Которые предусматривают обучение персонала, его адаптации, аттестации и планирования трудовой карьеры. Для накопления интеллектуального потенциала каждый хозяйствующий субъект должен рассматривать развитие персонала как непрерывный и четко организованный процесс, направленный на достижение поставленной цели с учетом конкретных инструментов и способов ее реализации. Такой подход обосновывает необходимость формирования определенной стратегии управления персоналом, которая должна стать частью общекорпоративной стратегии и служить основой разработки структурированной, основанной на принципах развития, тактики.
Стратегия развития персонала предприятия формируется под влиянием ряда факторов, которые можно классифицировать по определенным признакам: по степени общности, урегулированностью, по форме, уровнем и продолжительностью воздействия и экономическим содержанием.

Учитывая цель нашего исследования, рассмотрим один из важных факторов формирования стратегии развития персонала, а именно - налоговую политику государства, с точки зрения предприятия выступает нерегулируемому политико-правовым фактором и может оказывать как сдерживающий, так и стимулирующее воздействие. По форме воздействия налоговая политика относится к косвенным факторам, суть которых сводится к тому, что государство, выступая участником налоговых взаимодействий, может только создавать условия, при которых налогоплательщику становится экономически выгодным учитывать интересы и приоритеты экономического развития государства в процессе своей деятельности. По уровню воздействия налоговая политика осуществляется как на общегосударственном, так и на региональном уровнях.
Так, в развитых странах мира особое распространение получили механизмы налогового регулирования территориального типа с использованием специальных условий стимулирования предпринимательской активности, в том числе, и в сфере инноваций и развития персонала. С точки зрения продолжительности действия, налоговую политику следует отнести к факторам долгосрочного воздействия, в связи с имеющимся значительным временным лагом между моментом введения законодательной нормы в действие и моментом получения соответствующего регулирующего эффекта.
Налоги влияют на платежеспособность предприятия, его поведение, по любой деятельности, финансовой устойчивости и конкурентоспособности. Уровень такого влияния зависит от стабильности и совершенства системы налогообложения, видов и количества налогов, методов их
взимания, фискальной направленности и тому подобное. Высокий уровень налоговой нагрузки уменьшает экономическую эффективность деятельности субъектов хозяйствования, а следовательно и объем финансовых ресурсов, которые предприятие могло бы инвестировать в развитие собственного персонала. В нашей стране самый высокий уровень налогового бремени (около 60-80%) приходится на наиболее успешные и рентабельные предприятия, работающие на рыночных началах, не имеют налоговых льгот и своевременно и в полном объеме платят налоговые платежи. Именно такие предприятия имеют возможность воплощать стратегию сплошного развития персонала, хотя чрезмерное налоговое давление существенно сокращает финансовые возможности осуществления подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников. Анализ действующего законодательства дает основания утверждать, что в нашем государстве практически отсутствуют конкретные механизмы налогового стимулирования развития персонала предприятий. Концепцией научно-технического и инновационного развития России предусмотрена необходимость формирования в обществе методов содействия инновациям путем внедрения на микроэкономическом уровне новых образовательных программ и развития системы непрерывного образования (повышения квалификации кадров), однако на практике данные положения не реализуются. Отсутствуют также и конкретные финансовые механизмы, направленные на выполнение указанных задач. Вместе с тем, Налоговый кодекс России  содержит отдельные положения, направленные на стимулирование инвестиционно-инновационной деятельности в целом, которые косвенно могут оказать положительное влияние и на процессы инвестирования развития персонала предприятий. Данные положения предусматривают уменьшение общего уровня налоговой нагрузки на прибыль предприятий и дают возможность увеличивать инвестиции в приоритетные направления его деятельности.

По нашему мнению, стимулом к увеличению объемов инвестиций в развитие персонала должно стать постепенное снижение ставки налога на прибыль предприятий, размер которой с 1.01.2014 г.. составит 20 процентов. Положительным моментом является и возможность включения расходов на профессиональное обучение работников в полном объеме в состав валовых расходов. Это позволяет предприятию уменьшить объект
налогообложения и, одновременно, стимулирует налогоплательщиков к инвестированию в повышение научно технического уровня производственного процесса и развитие собственного персонала.
Существенной льготой для субъектов хозяйствования стало изменение метода налогового учета при осуществлении расчета налога на прибыль предприятий. Согласно действующему до 1 апреля 2011 года методом «первого события», отдельные составляющие налоговых обязательств менялись в том налоговом периоде, в котором произошла первая из событий: отгрузка товаров или получения средств. Таким образом, авансовые платежи, полученные предприятием за продукцию, которая еще находилась на стадии производства, направлялись не в производственный процесс, а на уплату налогового обязательства. В Налоговом кодексе России при определении момента возникновения отдельных составляющих налогового обязательства по налогу на прибыль предприятий предусмотрено использование метода «начисления». Согласно данному методу, налоговое обязательство возникает уже по факту совершения операции - отгрузка товара или фактического предоставления услуг, независимо от того, когда была осуществлена их оплата. Применение данного метода откладывает уплату налогового обязательства и дает возможность инвестировать авансовые платежи в отдельные составляющие производственного процесса, в том числе, и в развитие персонала предприятий.
Проведенный анализ показывает, что действующим налоговым законодательством предусмотрены отдельные рычаги стимулирования инвестиционно-инновационной деятельности, однако отсутствуют конкретные стимулы или льгот для предприятий, которые реализуют стратегию непрерывного развития персонала.
С целью стимулирования непрерывного развития персонала и накопления интеллектуального потенциала русскими предприятиями государство может осуществлять прямое финансирование или льготное кредитование тех субъектов хозяйствования, которые осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников. Однако в условиях кризиса и дефицита государственного бюджета реализация указанных мероприятий является практически невозможной. Именно поэтому, для предприятий, которые на практике воплощают проекты развития персонала, необходимо обеспечивать повышение прибыльности их деятельности путем предоставления льгот, и в первую очередь, налоговых.
В зарубежных странах льготное налогообложение реализуется методами повышенных норм списания расходов инновационного характера и инвестиционного налогового кредита. Инвестиционный налоговый кредит следует понимать как отсрочки уплаты налога на прибыль, предоставляется субъектам предпринимательской деятельности на определенный срок с целью увеличения их финансовых ресурсов для реализации инвестиционных программ и проектов. Предоставляя инвестиционный налоговый кредит, государство в будущем получает компенсацию отсроченных сумм в виде дополнительных поступлений налога на прибыль, в результате общего роста прибыли как результата реализации инвестиционных программ. На нашему мнению, в России  также следует ввести практику предоставления налогового кредита для предприятий, которые инвестируют средства в развитие персонала. Однако необходимо разработать четкий механизм его предоставления для устранения возможности нецелевого использования таких средств.

Также стоит позаимствовать зарубежный опыт предоставления больших и приростных льгот предприятиям, внедряющих различные методы и формы профессионального обучения работников. Такие льготы могут реализоваться в форме налоговых списаний, уменьшающих базу для расчета налога на прибыль. Объемные льготы устанавливаются ко всей сумме расходов на развитие персонала за текущий налоговый период, а приростные  - к приросту таких расходов по сравнению с предыдущим периодом . Последние, по нашему мнению, является более перспективными, поскольку стимулируют предприятия к постоянному увеличению объемов инвестиций в свой интеллектуальный потенциал.
Выводы данного исследования. Итак, с целью усиления положительного влияния налогообложения на процессы развития персонала предприятий необходимо разработать и внедрить действенные меры по предоставление существенных льгот тем субъектам хозяйствования, которые системно реализуют программы профессионального обучения работников. Это, в свою очередь, даст возможность построить модель экономики «Основанной на знаниях» и обеспечит для российских предприятий стабильный уровень доходности, финансовой устойчивости и конкурентоспособности.

 


 

Вход в Razmut

Резюме от Razmut

Сергей Сергеев
Title: Менеджер продаж, отдел сбыта промышленного оборудования
Category: Торговля, снабжение, продажи
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $$ - Договорная - $$
Experience: 30
Available: Yes
Gender: Male
Фериде Казанфарова
Title: Врач
Category: Медицинские работники
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $800 - $900
Experience:
Available: Yes
Gender: Female
Наталья Поданева
Title: мастер-технолог
Category: Инженеры, технологи, конструкторы, энергетики
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $50 - $100
Experience: 2
Available: Yes
Gender: Female
Евгений Колб
Title: Техник-Землеустроитель
Category: Строительство, архитектура, недвижимость
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $100 - $200
Experience:
Available: Yes
Gender: Male
Ирина Ефимова
Title: Редактор
Category: Культура, искусство и шоу-бизнес
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $800 - $900
Experience: 9 лет
Available: No
Gender: Female
Фарида Дашдамирова
Title: Кредитный специалист
Category: IT, компьютеры, програмное обеспечение
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $500 - $600
Experience:
Available: No
Gender: Female
Наталья Рыбачок
Title: Менеджер по продажам
Category: Торговля, снабжение, продажи
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $$ - Договорная - $$
Experience:
Available: No
Gender: Female
Илья Багнюк
Title: Менеджер по продажам\супервайзер\начальник отдела продаж
Category: Другое
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $600 - $700
Experience: 10
Available: No
Gender: Male
Роман Акулевич
Title: оператор по добыче нефти и газа
Category: Рабочие, мастера
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $500 - $600
Experience: 15 лет
Available: Yes
Gender: Male
Марина Кораблёва
Title: инспектор, специалист
Category: Другое
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $$ - Договорная - $$
Experience: 4 года
Available: Yes
Gender: Female

".Работа в Москве." ".Работа в Киеве." ."Поиск вакансий." ".Поиск резюме." ".Подбор персонала." ".Описание обязанностей, должностных инструкций по вакансиям." ".Шаблон (макет) резюме." ".Выложить резюме." ".Разместить вакансию." ".Работа в Украине." ".Работа в СНГ." ".Работа в России." ".Работа в Белоруссии." ".Работа в других странах." ".Работа в Москве." ".Работа в Киеве." ".Работа в Санкт-ПетерБурге." ".Авиаразмут." ".Повышение квалификации по ведущим вакансиям." ".Размутить / снять девушку."
Карта сайта
© Размут.рф 2009–2018 ".Razmut." Contact tel. +38(093)76.70.429 operator life:)
По всем вопросам, пишите на электронную почту: po4ta(собака)razmut.ru - С уважением Администрация проекта «Размут»
При перепубликации материалов, активная ссылка на www.razmut.ru обязательна.
проверка сайта