Структурная политика государства

E-mail Печать PDF

Для эффективного функционирования национальной экономики необходима ее рациональная структура, является прерогативой государства и корпоративных систем, потому рыночная система самостоятельно не способна целенаправленно формировать рациональную структуру экономики.

Под рациональной структурой экономики необходимо понимать такую ??систему производства и его денежно-финансового, кадрового, научно-технологического обслуживания, согласно которому сформирована необходимая кооперации для изготовления конечной продукции в таком количестве и такого качества, что соответствует спросу и рынкам сбыта, а производство способно совершенствоваться и развиваться.

По опыту развитых стран формирование рациональной структуры экономики возможно в условиях государственного регулирования социально-экономических процессов, является содержанием структурной политики государства.

Успешное социально-экономическое развитие страны зависит от характера, направлений и темпов структурных сдвигов в экономике и их приспособления к требованиям рынка. Государственное регулирование структурных сдвигов в национальной экономике направляется на формирование и поддержание рациональной структуры экономики (РСЕ) и осуществляется посредством структурной политики государства.

Структурная политика государства это обоснование целей и характера структурных преобразований в экономике страны, определение комплекса мероприятий по поддержке развития тех структурных элементов национальной экономической системы, обеспечивающей формирование и поддержание РСЕ, а следовательно, и экономический рост и решение актуальных социально-экономических проблем.

Главной (генеральной) целью государственной структурной политики является формирование и поддержка современной эффективной экологически безопасной рациональной структуры экономики, конкретизируется по следующим основным обобщенным (на примере национальной экономической системы Украины) направлениям (подцель) государственной структурной политики:

установления оптимальных макроэкономических пропорций;

развитие конкуренции и ограничения монополизма;

формирования энергосберегающей инновационной модели развития экономики;

ликвидация диспропорций между отраслевыми комплексами;

ликвидация диспропорций технического уровня производств различных отраслей;

снижение Энерготим материалоемкости производства;

повышение инновационности (научно-технического уровня и качества) и конкурентоспособности продукции;

рациональное размещение производства и сбалансированное развитие регионов (создание эффективных региональных хозяйственных систем);

усиление социальной ориентации экономики;

создание развитого национального рынка;

охрана окружающей среды и т.

Эти направления, в свою очередь, могут быть детализированы по принципу разделения «дерева целей» на еще более конкретные подцели, которые выступают средствами достижения целей более высокого порядка.

Следует заметить, что перечень основных направлений государственной структурной политики постоянно меняется в зависимости от актуальных задач и условий развития национальной экономики. Реализация государственной структурной политики в зависимости от степени вмешательства государства в структурные сдвиги в экономике может происходить по двум сценариям, которые определяют тип структурной политики: пассивный и активный.

Пассивная государственная структурная политика заключается в основном в создании государством благоприятной правовой базы для конкуренции и свободного «переливания» капитала и ресурсов из одних отраслей, видов деятельности, регионов и т.д. в другие под влиянием рыночного механизма, рыночных факторов (стимулов) и традиционных средств (правовых и экономических ), которые модифицируют, без непосредственного вмешательства государства в инвестиционные процессы (в отдельных отраслях, регионах, видах деятельности, проектах и ??т.п.), то есть в кругооборот ресурсов, доходов, продуктов в национальной экономической системе. «Переливание» капитала и ресурсов и, соответственно, структурные сдвиги в этом случае происходят вследствие изменившихся норм прибыли. Рыночный механизм через взаимодействие спроса и предложения и «переливание» капитала и ресурсов обеспечивает выравнивание норм прибыли на различных рынках (в разных отраслях) до среднего уровня в экономике в целом и, таким образом, обеспечивает формирование оптимальной структуры экономики и повышения ее эффективности. Этот сценарий реализации государственной структурной политики является достаточно длительным и сопровождается большими социальными потерями.

Итак, основные черты пассивной структурной политики, которую еще называют американской, поскольку так формировалась структура экономики США, заключаются в следующем:

пассивной роли государства, сводится к использованию традиционных экономических и правовых методов в проведении структурной политики;

опоре на рыночный механизм, через который структура экономики меняется в результате изменены нормы прибыли в отдельных отраслях;

продолжительности реализации;

порождении крупных социальных проблем.

Активная государственная структурная политика (японская модель) заключается в применении государством широкого спектра инструментов (как прямого, так и косвенного воздействия) для ускорения структурных сдвигов в экономике. Ее основные черты:

активная роль государства в формировании прогрессивной структуры экономики;

ускоренный процесс структурных сдвигов в экономике;

использование прогнозных оценок отдельных элементов структуры экономики, выяснения перспективных и неперспективных отраслей, производств, депрессивных регионов и т.д.;

определение приоритетных отраслей и производств;

разработка государственных программ и планов структурной перестройки (структурных сдвигов) экономики;

селективная государственная поддержка отдельных отраслей, регионов, производств, организационно-правовых форм бизнеса и тому подобное.

Осуществление активной структурной политики обеспечивается с помощью средств прямого и косвенного регулирования. К средствам прямого регулирования относятся: предоставление финансовой помощи в виде инвестиционных субсидий, дотаций, надбавок, ссуд на развитие отдельных отраслей, производств, регионов; использование системы государственных заказов, контрактов, закупок; индикативное планирование; государственные планы и программы; централизованное установление цен; ценовая дотация отдельных видов продукции, отдельных отраслей и производств; целевое финансирование сфер и субъектов деятельности и тому подобное.

К средствам косвенного (опосредованного) регулирования относятся: ??предоставление налоговых и кредитных льгот с дифференциацией по определенным (приоритетных) отраслей производств; осуществления политики ускоренной амортизации; реализация таможенной политики (установление различных импортных и экспортных тарифов); правовое регулирование; создание специальных экономических зон и т.д.

Формирование и реализация активной структурной политики заключается в следующем:

определении наиболее эффективных направлений структурных изменений в экономике (т.е. перечня основных направлений государственной структурной политики);

выборе приоритетных направлений развития отдельных отраслей, видов производства, регионов;

разработке и реализации комплекса регуляторных мер в рамках принятой структурной политики.

Основными направлениями совершенствования воспроизводимой структуры национальной экономики являются:

модернизация производства, его техническое и технологическое обновление;

снижение ресурсоемкости (фондо-, материало-, энерго-, трудо- емкости) производства;

изменение соотношения между производством средств производства и предметов потребления в пользу последних;

создание условий для инвестирования (расширенного воспроизводства);

усиление технологической целостности предприятий и отраслей, обеспечения замкнутого законченного цикла производства.

Учитывая тот факт, что структурно-отраслевая политика направлена ??на осуществление государством прогрессивных изменений в структуре народного хозяйства, усовершенствование межотраслевых и внутриотраслевых пропорций, стимулирование развития отраслей, определяющих научно-технический прогресс, обеспечивают конкурентоспособность отечественной продукции и рост уровня жизни населения.

Основными направлениями оптимизации отраслевой структуры национальной экономики Украины сегодня:

устранение диспропорций между реальным и финансовым секторами экономики, а также внутри этих секторов;

преимущественное развитие отраслей, работающих на удовлетворение потребностей людей;

широкое развитие сферы услуг;

создание и развитие наукоемких высокотехнологичных отраслей и производств;

развитие перерабатывающих отраслей экономики на инновационной технической и технологической базе;

развитие экспортных и импортно-заменяемых производств;

развитие приоритетных отраслей экономики.

Основными направлениями оптимизации территориальной структуры национальной экономики в условиях существования значительной разницы уровней социально-экономического развития регионов Украины являются:

обеспечение комплексного и сбалансированного развития всех районов и регионов страны на основе рационального использования конкретных условий и имеющихся трудовых, земельных, водных, энергетических и других природных ресурсов;

устранение диспропорций в развитии отдельных территорий и обеспечения выравнивания уровней их социально-экономического развития;

• гармонизация общегосударственных и региональных интересов. Основными направлениями оптимизации внешнеэкономической

структуры украинской экономики в условиях глобализации экономики и необходимости обеспечения национальной экономической безопасности и стремление к равноправной интеграции государства в мировую хозяйственную систему являются:

увеличение экспортного потенциала страны;

уменьшение в экспорте доли сырья, материалов, промежуточной продукции и увеличение доли продукции перерабатывающих отраслей с высокими уровнями сложности и конечной готовности;

увеличение в импорте доли прогрессивного оборудования и машин и уменьшение доли продукции сельскохозяйственного производства, продуктов питания, продукции может производиться на отечественных предприятиях;

диверсификация источников импорта энергоресурсов (нефти, газа, ядерного топлива) с целью обеспечения энергетической безопасности страны.

Основными направлениями оптимизации социальной структуры украинской экономики в условиях проведения рыночных реформ и с целью содействия занятости, самозанятости населения и борьбы с бедностью являются:

дальнейшие прогрессивные изменения в системе собственности и организационно-правовых формах ведения бизнеса (разгосударствление, приватизация, корпоратизация, совершенствование функционирования государственного сектора, развитие малого и среднего предпринимательства, создание промышленных групп и других интегрированных форм корпоративного бизнеса и т.д., а также фор

мирования эффективных собственников и организационно-экономических форм ведения бизнеса; • устранение значительной дифференциации доходов населения, создание мотивационного механизма высокопроизводительного труда, обеспечение социальной защиты определенных слоев населения. Оптимизация функциональной структуры национальной экономики связана с формированием развитого целостного и вместительного национального рынка как системы взаимосвязанных и динамично взаимодействующих сегментных рынков (ресурсов, продуктов, денег и валюты, инвестиций, ценных бумаг, научно-технических разработок, недвижимости и т.д.). Такой рынок обеспечивать через сбалансирование и согласования спроса и предложений, цен и расходов, доходов и расходов, сбережений и инвестиций эффективное функционирование и устойчивое развитие экономики.

Выбор приоритетных направлений развития отдельных отраслей, видов производства, территорий (как элементов активной структурной политики государства) заключается в определении отраслей (производств, территориальных хозяйственных систем с сильными обратными связями), способных вызывать соответствующие реакции развития, вести положительные сдвиги в экономике и обеспечить реализацию целей государственной экономической политики.

Приоритетными отраслями (производствами, территориальными хозяйственными системами) считают отрасли, развитию которых государство предпочитает, учитывая их роль и важность для экономики страны.

Основными критериями определения приоритетности отрасли являются:

перспективы спроса на продукцию отрасли на внутреннем рынке;

снижение ресурсоемкости производства;

экспортный потенциал отрасли;

минимизация зависимости отрасли от импорта;

быстрая отдача инвестиций в отрасли;

содействие социально-экономическому развитию страны;

решение проблем занятости, экологических проблем и других положительных внешних эффектов.

Все отрасли, виды деятельности и территориальные хозяйственные комплексы в Украине (по имеющимся конкурентными преимуществами украинской экономики) можно разделить на следующие уровни приоритетности:

и уровень наукоемкие и технологические отрасли (ракетно-космическая, литакота моторостроительный, электросварная, порошковая металлургия, биотехнология, микроэлектроника, робототехника, машиностроение, некоторые производства ВПК);

и уровень отрасли и подотрасли (перерабатывающие) АПК (пищевая, мукомольно-крупяная, кондитерская, овоще-консервная, комбикормовая, отрасли легкой промышленности, специализирующихся на переработке сельскохозяйственного сырья и т.п.);

и уровень транзитные перевозки грузов, транспортировки нефти, газа, электроэнергии, предоставление международных услуг в области транспорта, связи, телекоммуникаций;

и уровень рекреационно-туристический и оздоровительно-лечебный комплексы Карпат, Причерноморья и других регионов;

и уровень виды деятельности, связанные с хранением здоровья человека, охране окружающей среды.

Реализация активной структурной политики заключается в осуществлении комплекса разработанных мероприятий в пределах определенной структурной политики, направленной на реализацию желаемых общих структурных изменений в экономике и обеспечение приоритетных направлений развития отдельных отраслей, производств и регионов национальной экономики.

В комплекс общих мероприятий в рамках нынешней государственной структурной политики, направленной на оптимизацию структуры национальной экономики в современных условиях переходного периода, можно отнести:

совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационных структурных изменений в экономике под влиянием утвержденной структурной политики государства;

создание благоприятных условий для реализации конкурентных преимуществ национальной экономики и формирования и накопления реального национального капитала;

выделение приоритетных отраслей и производств, создание условий для притока в них инвестиций, их государственная поддержка;

макроэкономической стабилизации, стимулирования прогрессивных структурных сдвигов в национальной экономике;

проведения эффективной государственной инвестиционной и инновационной политики, создание инновационных экономических систем хозяйствования во всех сферах и на всех уровнях национальной экономики;

разработки макроэкономических прогнозов по формированию (оптимизации) структуры экономики;

разработка общенациональных и отраслевых программ структурных преобразований экономики;

рациональное привлечение иностранных инвестиций, способных обеспечить оптимизацию структуры национальной экономики;

информатизацию общества, широкое внедрение современных информационных технологий и др.

Следует заметить, что приведенные выше регуляторные меры в рамках государственной структурной политики имеют общий характер. Они могут быть конкретизированы до уровня применения определенных инструментов в пределах тех или иных средств в соответствии с экономической ситуацией, задач структурной политики и целей социально-экономического развития.


 

Вход в Razmut

Резюме от Razmut

Сергей Сергеев
Title: Охранник
Category: Охрана, служба безопасности
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $$ - Договорная - $$
Experience: 20
Available: Yes
Gender: Male
Сергей Сергеев
Title: Менеджер продаж, отдел сбыта промышленного оборудования
Category: Торговля, снабжение, продажи
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $$ - Договорная - $$
Experience: 30
Available: Yes
Gender: Male
Фериде Казанфарова
Title: Врач
Category: Медицинские работники
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $800 - $900
Experience:
Available: Yes
Gender: Female
Наталья Поданева
Title: мастер-технолог
Category: Инженеры, технологи, конструкторы, энергетики
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $50 - $100
Experience: 2
Available: Yes
Gender: Female
Евгений Колб
Title: Техник-Землеустроитель
Category: Строительство, архитектура, недвижимость
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $100 - $200
Experience:
Available: Yes
Gender: Male
Ирина Ефимова
Title: Редактор
Category: Культура, искусство и шоу-бизнес
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $800 - $900
Experience: 9 лет
Available: No
Gender: Female
Фарида Дашдамирова
Title: Кредитный специалист
Category: IT, компьютеры, програмное обеспечение
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $500 - $600
Experience:
Available: No
Gender: Female
Наталья Рыбачок
Title: Менеджер по продажам
Category: Торговля, снабжение, продажи
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $$ - Договорная - $$
Experience:
Available: No
Gender: Female
Илья Багнюк
Title: Менеджер по продажам\супервайзер\начальник отдела продаж
Category: Другое
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $600 - $700
Experience: 10
Available: No
Gender: Male
Роман Акулевич
Title: оператор по добыче нефти и газа
Category: Рабочие, мастера
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $500 - $600
Experience: 15 лет
Available: Yes
Gender: Male

".Работа в Москве." ".Работа в Киеве." ."Поиск вакансий." ".Поиск резюме." ".Подбор персонала." ".Описание обязанностей, должностных инструкций по вакансиям." ".Шаблон (макет) резюме." ".Выложить резюме." ".Разместить вакансию." ".Работа в Украине." ".Работа в СНГ." ".Работа в России." ".Работа в Белоруссии." ".Работа в других странах." ".Работа в Москве." ".Работа в Киеве." ".Работа в Санкт-ПетерБурге." ".Авиаразмут." ".Повышение квалификации по ведущим вакансиям." ".Размутить / снять девушку."
Карта сайта
© Размут.рф 2009–2018 ".Razmut." Contact tel. +38(093)76.70.429 operator life:)
По всем вопросам, пишите на электронную почту: po4ta(собака)razmut.ru - С уважением Администрация проекта «Размут»
При перепубликации материалов, активная ссылка на www.razmut.ru обязательна.
проверка сайта