Повышение конкурентоспособности государства как цель государственного регулирования национальной экономики

E-mail Печать PDF

Государственное регулирование национальной экономики в конечном итоге направлено на повышение конкурентоспособности государства.

В современной экономической литературе используется рейтинг ный, факторный и макроэкономический подходы к определению национальной конкурентоспособности.

Согласно определениям специалистов стран с развитой экономикой национальная конкурентоспособность это возможность страны в условиях свободных и прозрачных рыночных отношений производить товары и услуги, соответствующие требованиям международных рынков, а также поддерживать и в течение долгого времени повышать реальные доходы своего населения.

Такую же позицию поддерживают украинские исследователи, трактуют конкурентоспособность национальной экономики как обусловлено экономическими, социальными и политическими факторами устойчивое положение страны на внутреннем и внешнем рынках, способность страны производить товары и услуги, соответствующие международным стандартам.

Сегодня главными препятствиями на пути обеспечения конкурентоспособности украинской экономики в глобальном среде является узость внутреннего рынка, фискальная направленность налоговой политики, отсутствие стимулов инновационно-инвестиционной деятельности, тонизирование экономики, распространения коррупции, недееспособность системы государственного управления в рамках обеспечения и защиты конкурентных преимуществ отечественных товаропроизводителей.

Конкурентные преимущества в значительной степени приобретаются путем удержания льгот, дотаций из государственного бюджета, за счет дешевой рабочей силы, пониженного курса национальной валюты, прямого или скрытого субсидирования отраслей, получения теневых доходов, неэффективной эксплуатации природных и экономических ресурсов.

Наиболее важные критерии конкурентоспособности национальной экономики нашли отражение в сводном индексе конкурентоспособности комплексном интегральному показателю сравнительной конкурентоспособности стран, который рассчитывается на базе комбинаций относительных величин (количественных оценок основных экономических индикаторов, публикуемых в официальных изданиях, и качественных экспертных оценок). В настоящее время в мире сформировались две основные школы рейтингования национальной конкурентоспособности: лозаннская (IMD Lausanne) и Гарвардской-давосская (World Economic Forum).

Анализ рейтингов отдельных стран по индексу глобальной конкурентоспособности свидетельствует о том, что самую высокую позицию занимают высокоразвитые страны с основанной на высоких технологиях и инновациях, развитой инфраструктуре и бизнес-культуре, компетентному макроэкономическом управлении, качественных институтах власти, характеризуется верховенством закона и эффективной судебной системы.

По рейтингу среди 131 страны по глобальной конкурентоспособности в 2007-2008 годах на первом месте США с рейтингом 5,67, на втором Швейцария с 5,62, на третьем Дания с 5,55, Россия занимает 58 место с рейтингом 4,19, а Украина 73 место с рейтингом 3,98.

Вместе с тем следует отметить, что позиции Украины улучшились: еще в 2005 году она с показателем 3,3 занимала 84 место из 117 стран, анализировались [4].

Однако публикации мировых рейтингов конкурентоспособности (по ее роста и конкурентоспособности бизнеса), как считает В.Г. Бодров, имеют методологические недостатки определения национальной конкурентоспособности путем простого отождествления с конкурентоспособностью корпораций и фирм. Необходимо четко различать национальную конкурентоспособность как единое, органическое целое и конкурентоспособность отдельных корпораций и фирм. Национальная конкурентоспособность определяется непосредственно наличием в стране экономического и научно-технического потенциала, конкурентоспособных отраслей, производств. Отсюда следует, что повышение конкурентоспособности национального хозяйства в целом требует создания соответствующих социально-экономических, правовых и организационных условий, включая формирование конкурентоспособных систем корпоративного и государственного управления.

Практика развитых стран мира свидетельствует, что основой современной конкурентоспособности являются инновации технико-технологические, организационные, структурные, институциональные, которые создают конкурентные преимущества и позволяют странам достичь определенного общественного развития. Процессы разработки и внедрения того или иного вида инноваций тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и не могут существовать автономно. Поэтому главной целью экономической политики Украины должно стать решение задачи повышения ее конкурентоспособности на инновационных основах и создание для этого соответствующих условий.

Главный показатель конкурентоспособности страны на мировом рынке уровень эффективности использования всех экономических ресурсов и прежде всего труда. Сегодня главными конкурентными преимуществами Украины являются:

высокий образовательный уровень трудоспособного населения;

развитая сеть научных учреждений, в ряде отраслей имеют научные разработки мирового уровня;

наличие крупных и одновременно около взаеморозташованих запасов разнообразных природных ресурсов.

Повышение конкурентоспособности национальной экономики требует создания мощной движущей силы, которая спрямовува

ла и поддерживала наращивание высокоэффективного экспортного потенциала. Роль этой движущей силы должно играть инновационно-инвестиционный процесс, постоянно сочетается, синхронизируется с развитием интеграционных и социальных преобразований.

В современных условиях из трех групп факторов формирования конкурентных преимуществ (ресурсных, операционных, стратегических) наиболее важны стратегические. Поэтому определенная и последовательная реализация приоритетов долгосрочного развития национальной экономики является одним из наиболее важных факторов повышения ее глобальной конкурентоспособности. Здесь прежде всего при разработке концепции стратегического развития страны следует учитывать информационно-технологические, финансово-экономические и социальные факторы.

Однако анализ статистических данных свидетельствует, что по сравнению с большинством развитых стран Украина не использует в полном объеме инновационные факторы роста. В стране до сих пор не созданы условия для соответствующего финансирования развития науки и образования, стимулирование инвестиций в технологические новации. Сейчас стоимость наукой ных технологий, компьютерного программного обеспечения, лицензий, патентов в национальном богатстве Украины составляет лишь 0,1%.

Конкурентоспособность Украины до сих пор определяется традиционными отраслями, конкурентоспособность которых базируется на сравнительных факторных преимуществах, в том числе на дешевой рабочей силе.

Задача повышения конкурентоспособности национальной экономики Украины не может быть решена без мобилизации внутренних факторов развития национальной инновационной системы. Развитие инновационной экономики является закономерной реакцией на требования рынка и вызовы глобализации затрагивает системные основы национального хозяйства. Прогрессивные структурные сдвиги должны носить системный характер и воплощаться в целостной инновационной политике, связанной с эффективным государственным стимулированием прогрессивной структурной перестройки национального хозяйственного комплекса с учетом всемирных тенденций научно-технического развития, органического соотношение политических, экономических, институциональных, социально-психологических и культурных факторов инновационной динамики.

Важность решения поставленной задачи исходит из того, что рыночный механизм и государственное регулирование по-разному влияют на научно-техническое развитие страны.

В зависимости от роли государства в научно-технической сфере выделяют две основные модели инновационного развития:

индустриальную (предпочтение отдается рыночным регуляторам при пассивной роли государства);

постиндустриальную (активная роль государства, госзаказ на научно-исследовательские и конструкторские разработки).

С помощью рыночного механизма регулирования НТП можно решать проблемы только в ограниченных, локальных масштабах, если это гарантирует получение прибыли и преимущества в конкуренции и обеспечивает быструю окупаемость.

Государственный механизм регулирования НТП решает противоречия между объективной потребностью общественного прогресса благодаря НТП и теми процессами, которыми сопровождается внедрение результатов НТП.

Эти противоречия разрешаются благодаря следующим условиям:

государственные регуляторы НТП обеспечивают высокий научно-технический уровень всего общественного производства;

внедрение достижений НТП осуществляется в условиях неплатежеспособного спроса;

внедрение достижений НТП используется в интересах государства;

внедрение достижений НТП требует значительных ресурсов и дов-гостроковости.

Достижение целей и реализация задач научно-технической политики осуществляется государством с помощью методов, которые по их влиянию на научно-техническое развитие экономики разделяют на прямые и косвенные.

К методам прямого государственного регулирования научно-технической политики относят:

определение государственных приоритетов по развитию науки и техники;

разработка научно-технических программ;

проведение научно-технических экспертиз;

бюджетное финансирование научно-технических разработок в рамках приоритетных направлений;

определение политики в сфере подготовки научных кадров, оформление патентов, лицензий.

К методам косвенного регулирования относятся:

применения дифференцированной налоговой политики;

стимулирование финансово-кредитной политики;

разработка гибкой амортизационной политики; обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности;

проведение политики в сфере международного научно-технического сотрудничества.

Государственная инновационная политика представляет собой комплекс экономических, организационных, правовых и иных мер государства, направленных на внедрение результатов НТП в производство, стимулирование и поддержку инновационных процессов в экономике.

Основной целью инновационной политики государства является объединение или, точнее, синтез научно-технической и инвестиционной политики.

Исходя из того, что инновация это результат достижений НТП, практическое применение которого удовлетворяет общественные потребности на качественно новом уровне, целью инноваций является получение экономического, социального, экологического, научно-технического или другого эффекта.

Государственная инновационная политика основывается на следующих основных принципах:

ориентации на инновационный путь развития, обеспечивает повышение конкурентоспособности отечественной продукции в условиях глобализации мировой экономики;

определение государственных приоритетов инновационного развития, поддержка радикальных инноваций, составляющих основу современного технологического процесса;

формирование нормативно-правовой базы для поддержания конкуренции и повышения эффективности инновационных процессов;

эффективного использования рыночных механизмов в инновационной деятельности, поддержке предпринимательства в научно-производственной сфере;

проведение мероприятий, направленных на поддержку международной научно-технической кооперации, а также международного инвестиционного сотрудничества;

содействие развитию инновационной инфраструктуры.

К основным организационным форм реализации инновационной деятельности относятся:

университетско-промышленные исследовательские центры;

технопарки;

технополисы;

инновационные инкубаторы;

венчурные предприятия.

Университетско-промышленные исследовательские центры это такая структура, объединяющая финансовый и материально-техническую базу промышленности с квалифицированными вузовскими кадрами. При этом государство берет на себя часть расходов, предоставляет бесплатные лицензии на использование изобретений, субсидирует, финансирует научно-технические программы на конкурсной основе.

Технопарки акционерные компании, занимающиеся патентованием, лизингом, маркетинговыми исследованиями, консультируют, сдают в аренду помещения для проведения исследовательских работ.

Технополисы качественно новые территориальные формы интеграции науки и производства, обеспечивающих высокие темпы научно-технического развития территории за счет реализации потенциала региона. Их признаки:

создание и продажа высокотехнологичной продукции;

обязательное функционирования инкубаторов инновационного бизнеса;

территориально объединены организации, фирмы;

общее пользование инфраструктурой и землей;

наличие жилой зоны.

Инновационные инкубаторы ядро технополисов, в котором сформированы благоприятные (тепличные) условия для создания мелких наукоемких фирм (обучение, современного оснащения, новых технологий). Государство оказывает поддержку на стартовом этапе малым инновационным предприятиям, способствует распространению инноваций на рынке.

Венчурные (рискованные) предприятия это малые предприятия, которые специализируются на разработке научных идей и их внедрении в новые технологии, новую продукцию. Они являются связующим звеном между фундаментальными исследованиями и массовым производством.

Современные тенденции развития национальной экономики Украины не соответствуют постиндустриальном вектора глобальных преобразований. Развитие национальной инновационной системы тормозится:

отсутствием четкой концепции инновационных национальных приоритетов, целенаправленного, последовательного и системного управления инновационными процессами со стороны государства;

неудовлетворительным институциональным обеспечением инновационных преобразований, нестабильностью и противоречивостью нормативно-правовой базы инновационной деятельности;

недостаточным использованием инновационного потенциала украинской науки и образования;

неудовлетворительным финансированием научной и научно-технической деятельности: если в 1990 страна на финансирование науки и техники использовала более 2,5% ВВП, то в 2005 0,38% ВВП, 2006 0,4% ВВП, 2008 г. . менее 0,4% ВВП [4];

низкой инновационной активностью отечественного бизнеса: доля предприятий, которые внедряли инновации, в 2006 составляла 10% по сравнению с 14,8% в 2000 [4].

Приоритетными направлениями научно-технологического и инновационного развития Украины являются:

Создание и массовое внедрение экологически приемлемых энергои ресурсосберегающих технологий.

Использование перспективных информационных и электронных технологий, средств информатики и систем связи отечественного производства.

Разработка новых биотехнологий для сельского хозяйства, отраслей легкой и пищевой промышленности, производства лекарств.

Создание научных основ охраны здоровья населения, разработки новых методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний.

Изобретение и практическое применение новых веществ и материалов с заданными свойствами.

Развитие конкурентоспособных технологий в самолетостроении, ракетно-космическом комплексе, кораблеи автомобилестроении, производстве военной техники.

Государство усовершенствовать институциональное обеспечение инновационного развития путем создания системы стратегического планирования и оценки развития технологий в соответствии с национальными целями. Надо преодолеть сугубо ведомственную модель организации и финансирования инноваций, воплотив национальную инновационную систему как государственную структуру, с помощью которой органично производятся комплексы институ-ных, правовых и экономических мер по технологических изменений.

Разработка стратегии повышения конкурентоспособности национальной экономики предусматривает:

обеспечения позитивных структурных преобразований на инновационной основе за счет опережающего развития высоко

технологических отраслей и производства наукоемкой, энергосберегающей, экспортно продукции, создание условий для гармоничного сочетания научно-технологического и предпринимательской среды;

концентрацию материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов на реализацию приоритетов инновационного развития;

создание институциональных условий для инновационной деятельности;

развитие наукоемких высокотехнологичных производств путем создания объединений отечественных предприятий, а также развитие производственной кооперации с фирмами развитых стран;

развитие инфраструктуры инновационной экономики (создание технопарков, бизнес-инкубаторов, кластеров предприятий);

стимулирование развития венчурного капитала, лизинга, внедрение эффективных механизмов поддержки инновационных проектов в сфере малого бизнеса;

обеспечение социальной ориентации структуры инновационной экономики на основе развития внутреннего рынка, повышение потребительского спроса на наукоемкую продукцию, наращивание инвестиций в развитие интеллектуального капитала;

поддержку национальных корпораций, предусматривающих интеграцию в мировое научно-технологическое пространство;

профессионализацию рыночной, социальной и государственной деятельности, укрепления доверия между субъектами общественной экономической и политической жизни.


 

Вход в Razmut

Резюме от Razmut

Сергей Сергеев
Title: Менеджер продаж, отдел сбыта промышленного оборудования
Category: Торговля, снабжение, продажи
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $$ - Договорная - $$
Experience: 30
Available: Yes
Gender: Male
Фериде Казанфарова
Title: Врач
Category: Медицинские работники
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $800 - $900
Experience:
Available: Yes
Gender: Female
Наталья Поданева
Title: мастер-технолог
Category: Инженеры, технологи, конструкторы, энергетики
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $50 - $100
Experience: 2
Available: Yes
Gender: Female
Евгений Колб
Title: Техник-Землеустроитель
Category: Строительство, архитектура, недвижимость
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $100 - $200
Experience:
Available: Yes
Gender: Male
Ирина Ефимова
Title: Редактор
Category: Культура, искусство и шоу-бизнес
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $800 - $900
Experience: 9 лет
Available: No
Gender: Female
Фарида Дашдамирова
Title: Кредитный специалист
Category: IT, компьютеры, програмное обеспечение
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $500 - $600
Experience:
Available: No
Gender: Female
Наталья Рыбачок
Title: Менеджер по продажам
Category: Торговля, снабжение, продажи
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $$ - Договорная - $$
Experience:
Available: No
Gender: Female
Илья Багнюк
Title: Менеджер по продажам\супервайзер\начальник отдела продаж
Category: Другое
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $600 - $700
Experience: 10
Available: No
Gender: Male
Роман Акулевич
Title: оператор по добыче нефти и газа
Category: Рабочие, мастера
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $500 - $600
Experience: 15 лет
Available: Yes
Gender: Male
Марина Кораблёва
Title: инспектор, специалист
Category: Другое
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $$ - Договорная - $$
Experience: 4 года
Available: Yes
Gender: Female

".Работа в Москве." ".Работа в Киеве." ."Поиск вакансий." ".Поиск резюме." ".Подбор персонала." ".Описание обязанностей, должностных инструкций по вакансиям." ".Шаблон (макет) резюме." ".Выложить резюме." ".Разместить вакансию." ".Работа в Украине." ".Работа в СНГ." ".Работа в России." ".Работа в Белоруссии." ".Работа в других странах." ".Работа в Москве." ".Работа в Киеве." ".Работа в Санкт-ПетерБурге." ".Авиаразмут." ".Повышение квалификации по ведущим вакансиям." ".Размутить / снять девушку."
Карта сайта
© Размут.рф 2009–2018 ".Razmut." Contact tel. +38(093)76.70.429 operator life:)
По всем вопросам, пишите на электронную почту: po4ta(собака)razmut.ru - С уважением Администрация проекта «Размут»
При перепубликации материалов, активная ссылка на www.razmut.ru обязательна.
проверка сайта