Суть, цель и методы государственного регулирования национальной экономики

E-mail Печать PDF

Благодаря развитию институциональной теории установилось понимание того, что социальная система не может быть сведена к экономической системе, так же, как к политике, культуры и нравственности. Признание взаимозависимости различных сторон жизнедеятельности общества ведет к пониманию его системной природы. Исходя из этого, следует рассматривать механизм регулирования национальной экономики как таковой, что формируется под влиянием определенного набора институциональ ных факторов.

Общество сталкивается с рядом экономических проблем, которые не могут быть решены с помощью экономики, то есть решения осуществляется саморегулированием.

Механизм регулирования национальной экономики состоит из определенного соотношения механизмов государственного и общественного регулирования, а также саморегулирования. Решающая роль в этом процессе отводится государственному регулированию национальной экономики.

Государство следует рассматривать как общественный институт, который отражает и обеспечивает реализацию общенациональных интересов, не ограничиваясь при этом только сферой экономики.

Участие государства и максимально допустимые пределы его вмешательства в экономику предусматривают выполнение им определенных функций:

1. Противостояние так называемым «хроническим болезням рынка» а именно:

снижение уровня цикличности развития экономики реализацией антициклической политики;

уменьшение инфляции посредством антиинфляционной политики;

сокращение безработицы проведением социальной политики.

Осуществление деятельности в качестве субъекта имущественных отношений. Традиционно объектом государственной собственности является национальное достояние, смешанные корпорации и жизненно важные отрасли инфраструктуры рынка.

Стимулирование развития фундаментальных научных исследований, а также новых отраслей и таких направлений НТП, которые требуют больших инвестиций. Эту функцию государство выполняет через инвестиционную политику.

Созидания законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль и ответственность за их выполнение.

Реализация национальных интересов в мировой экономике.

На основе вышеизложенного можно привести определение сути государства. Государство это организация экономической, политической, правовой и идеологической власти в обществе, с помощью которой обеспечивается его целостность и безопасность, осуществляется реализация общечеловеческих и классовых социально-экономических функций.

Однако существует и другой подход в определении функций государства, когда их разделяют на внутренние и внешние, то есть защита интересов конкретного государства на международной арене, реализация национальных интересов мировой экономики, обеспечения обороноспособности страны.

Обычно выделяют три вида средств (регуляторов) воздействия государства на экономику:

экономические;

административные;

правовые.

Экономические регуляторы являются основными в рыночной экономике. Здесь нет прямого вмешательства государства в деятельность субъектов рынка. Цели, которые ставит перед собой государство, достигаются не принуждение, а созданием такого экономической среды, заставляет предпринимателей действовать в желаемом для государства русле.

Административные регуляторы необходимо применять в рыночной экономике, но они являются подчиненными по сравнению с экономическими регуляторами.

Правовые регуляторы направленные на создание законодательной базы («правил игры») и осуществления контроля за ее выполнением. Особое значение имеет правовая основа предпринимательства движущая сила развития рыночной экономики.

При этом государство использует определенные методы.

Метод прямого вмешательства означает прежде всего существования государственного сектора экономики. Прямое вмешательство государства видобража ется и в принятии законодательных актов, призванных упорядочивать отношения между рыночными субъектами. Сюда относят законы, ограничивающие деловую активность, Гражданский и Налоговый кодексы и др. К прямому вмешательству можно отнести также систему государственных закупок, гарантирующие нужным государству фирмам сбыт продукции и выгодную цену. Государство может прямо и полностью финансировать (целевое финансирование), например, региональные программы в депрессивных районах, освоения космоса и др.

Метод косвенного вмешательства предполагает проведение государством определенной экономической политики: бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, амортизационной, валютной, таможенной и др.

Применяя различные методы при выполнении своих функций, государству не следует забывать о требованиях, которые предъявляет к этих методов рыночная система хозяйствования, а именно:

исключать любые действия государства, разрывающие рыночные связи;

влиять на рынок (лучше экономическими методами);

экономические регуляторы не следует заменять или ослаблять рыночными стимулами;

необходимо постоянно контролировать положительные или отрицательные эффекты, возникающие в связи с использованием государственных методов;

следует учитывать национальную специфику.

Для выполнения указанных функций государству следует принимать во внимание теорию общественного выбора, изучающая различные способы и методы, с помощью которых люди используют правительственные учреждения в собственных интересах.

Суть этой теории заключается в том, что сама политическая сфера рассматривается как разновидность рынка. Отсюда поведение государственного чиновника определяется законами рынка, и он не обязательно будет руководствоваться соображениями об общественном благополучии своих избирателей.

При рыночной экономике потребителя интересует максимальная полезность товаров, он приобрел, бизнесмена наибольшую прибыль, представителя государственных органов максимальная частная выгода (быть переизбран, получить при выборах больше голосов). Поэтому

в процессе принятия любых политических и экономических решений государственные чиновники непременно будут учитывать свои частные интересы.

Особенность подхода теории общественного выбора к политическим процессам заключается в том, что личный интерес рассматривается как основной побудительный мотив, и не только в повседневной жизни и бизнесе, но и в общественной жизни.

Распространен в условиях демократии получили процессы под названием «логролинг». Это торговля голосами, когда одна партия (или лицо) обещает поддержку второй в голосовании по какому-либо вопросу в обмен на поддержку при голосовании по другому вопросу.

Существует процесс реализации своих экономических интересов через официальных лиц путем хорошо организованных групп давлений, или лобби. Лоббисты стремятся получить политическую ренту, то есть получить экономическую ренту за политические инструменты, например, выигрыш от введения импортных пошлин, выделение огромных средств на закупку военной продукции.

Согласно теории общественного выбора утверждается, что по экономическим причинам существуют политическое неравенство между отдельными группами населения и возможно принятие неэффективных решений, то есть «провалы» государства. Поэтому «провалы» рынка усиливаются иногда еще и «провалами» государства, к которым относят:

ограниченность необходимой для принятия решения информации (правительственные решения принимаются при отсутствии надежной статистики или при искаженной информации);

несовершенство политического процесса (лоббизм, манипулирование голосами, поиск политической ренты);

ограниченность контроля за бюрократией и стремительный рост государственного аппарата;

неспособность государства полностью предусмотреть и контролировать последствия принимаемых решений.

Несмотря на все вышеперечисленное, любая форма вмешательства со стороны государства в настоящее время является более благоприятной, чем прежде, то есть совершенствования государственных учреждений, форм и методов работы обеспечит их благотворное вмешательство в несовершенную рыночную систему хозяйствования.

Государственное регулирование национальной экономики (ДРНЕ) это управление социально-экономическими и эколого-хозяйственными процессами в государстве с целью их устойчивого развития.

Факторы, вызывающие необходимость государственного регулирования национальной экономики, являются:

наличие объектов собственности, не подвергаются частной эксплуатации;

перераспределение доходов с целью снижения социальной напряженности;

обеспечение развития фундаментальной науки и образования, а также стратегических прорывов на важнейших направлениях НТП;

существования крупнейших инвестиционных проектов в новейших отраслях с неясными перспективами спроса;

необходимость защиты среды обитания человека;

обязательность решения региональных экономических проблем;

• защита национальных интересов на мировом рынке. Государственное регулирование национальной экономики это система

меры для осуществления поддерживающей, компенсационной, регулирующей деятельности государства, которые направлены на создание нормальных условий эффективного функционирования рынка и решения сложных социально-экономических проблем развития национальной экономики.

Поддерживающая деятельность государства предполагает правовое обеспечение рыночной деятельности, создание рыночной и производственной инфраструктуры, поддержку конкурентной среды.

Компенсационная деятельность государства призвана уравновешивать недостатки или негативные последствия рынка.

Регулирующая деятельность государства предусматривает упорядочение экономических и социальных отношений в целях реализации определенных целей, стоящих перед национальной экономикой.

Эта комплексная деятельность государства должна осуществляться на принципах:

научной обоснованности, которая учитывает требования объективных экономических законов, реалии экономического, политической и социальной жизни, национальные особенности;

согласованности интересов (общегосударственных, региональных, групповых);

системности, обусловленной функционированием самой национальной экономики как сложной системы, имеет различные уровни и содержит множество элементов;

целеустремленности на достижение конкретных целей;

приоритетности (в связи с ограниченностью государственных ресурсов необходимо определить основные проблемы развития национальной экономики, на которых следует сосредоточить свои усилия);

комплексности, то есть использование всего арсенала средств и инструментов, которые есть в распоряжении государства (правовые, экономические, административные);

минимальной достаточности (государству следует выполнять только те функции, которые не может обеспечить рынок);

эффективного использования форм, методов и инструментов государственного регулирования национальной экономики, адекватных целям и ситуации, сложившейся в стране, то есть равновесии расходов на содержание аппарата государственного управления и денежных результатов государственного вмешательства в экономику.

Вместе с тем влияние государства на экономические процессы предполагает определенную логику государственного регулирования национальной экономики, заключается в последовательности мероприятий государства, необходимых для управления социально-экономическим развитием страны.

Эта последовательность должна быть такой:

Анализ исходного уровня развития национальной экономики, ее проблем и возможностей.

Определение целей, приоритетов и конечных результатов ДРНЕ.

Установление способов выполнения поставленных задач и создания соответствующих правовых, экономических и организационно-управленческих механизмов.

Формирование необходимых ресурсов (финансовых, материальных, интеллектуальных, трудовых, информационных).

5. Предсказание рисков и последствий управленческих ришень.Основни функции государственного регулирования национальной эконо мики:

целевая, которая заключается в определении целей и приоритетов, а также основных направлений развития национальной экономики;

стимулирующая, которая предусматривает формирование регуляторов, способных эффективно влиять на деятельность и интересы субъектов хозяйствования, поддержание экономических процессов в желательном для общества направлении;

нормативная (регламентирующая), когда государство с помощью законодательных и нормативных актов устанавливает определенные правила хозяйственной деятельности для субъектов экономики, то есть определяет правовое пространство;

распределительная (корректирующая), что сводится к корректировке распределения ресурсов в экономике с целью развития прогрессивных процессов и устранения негативных явлений;

социальная, которая предусматривает регулирование государством социально-экономических отношений, перераспределение доходов, обеспечения социальной защиты, охрану окружающей среды;

непосредственное управление государственным сектором экономики, его регулирования, создания общественных товаров и услуг, рабочих мест;

контролирующая, что означает государственный контроль, надзор за выполнением и соблюдением законов, нормативных актов, экономических, экологических и социальных стандартов.

Государственное регулирование национальной экономики это сознательное воздействие государства на объекты и процессы с целью добавления определенной направленности и согласованности хозяйственной деятельности всех субъектов национальной экономики.
Объектами государственного регулирования национальной экономики являются:

экономические подсистемы (экономика регионов и областей, структура экономики, стадии воспроизводства);

социально-экономические процессы (экономические циклы, демография, занятость, инфляция, НТП, экология, условия конкуренции);

социально-экономические отношения (кредитные, финансовые, внешнеэкономические);

рынки или рыночная инфраструктура (рынки товаров, услуг, инвестиций, ценных бумаг, валютные, фондовые, капитала).

Субъекты государственного регулирования национальной экономики разделяют на субъекты исполнения и субъекты воздействия. Субъектом исполнения является само государство и его институциональные органы, есть законодательные, исполнительные, судебные органы разных уровней. Субъекты воздействия это общественные и политические объединения, средства массовой информации, отдельные личности.

Стратегической, или основной, целью государственного регулирования национальной экономики является сохранение и увеличение национального богатства в интересах поколений, живущих сейчас и будущих.

К основным целям государственного регулирования национальной экономики можно отнести:

обеспечение экономической безопасности страны;

повышение благосостояния всего населения и борьба с бедностью его определенных слоев;

поддержку непрерывного технико-технологического прогресса;

достижение сбалансированного роста национальной экономики и финансовой стабильности в стране;

обеспечение конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке.

Для обеспечения поставленных целей государство использует определенные методы. Методы государственного регулирования национальной экономики

это совокупность способов, приемов и средств государственного воздействия на социально-экономическое развитие страны.

Методы государственного регулирования национальной экономики классифицируют по двум признакам:

формами воздействия. Это методы прямого и косвенного воздействия.

способами воздействия. Это методы правовые, экономические, административные, императивные, индикативные, неформальные, специфические.

Прямые методы государственного регулирования национальной экономики

это методы непосредственного вмешательства государства в экономические процессы. Как же это происходит? Для этого используются определенные инструменты.

Инструменты прямого вмешательства:

Госконтракт и госзаказ это договоры между государством и субъектами хозяйствования на изготовление определенного товара или выполнения определенного вида услуг с целью удовлетворения потребностей потребителя, стимулирования и развития приоритетных отраслей и производств, внедрение новых технологий, выполнения международных соглашений.

Госконтракт заключается с государственными предприятиями и финансируется из госбюджета.

Госзаказ реализуется на предприятиях негосударственной формы собственности и обычно финансируется из собственных источников предприятия, а государство оказывает при этом определенные преференции и льготы (в налогообложении, кредитовании, обеспечении рынка сбыта и др.).

Субсидии, субвенции и дотации.

Субсидия это форма целевой финансовой или материальной помощи государства отдельным субъектам экономики (областям, регионам, фирмам, банкам, физическим лицам).

Субвенция форма денежной или материальной помощи, оказываемой государством в экстремальных ситуациях (стихийные бедствия, война, экономические кризисы и др.).

Дотация разновидность субсидий, а именно: ассигнования, доплата из госбюджета с целью сбалансировать бюджеты нижестоящих уровней.

Лицензирование и квотирование.

Лицензирование выдача государством разрешений на право заниматься определенным видом деятельности, в том числе и экспортно-импортными операциями.

Квотирование установление государством размеров, доли в общем пространстве продажи, сбыта, экспорта или импорта.

Установление фиксированных цен и валютных курсов, то есть определенного уровня цен на те или иные товары, тарифов на услуги.

5. Принятие экономических, социальных, экологических стандартив.Державни стандарты и нормативы определяют единые требования

и нормы относительного качества, химического состава, физических свойств, массы, размеров, количества и др.

Экономические стандарты воплощены в показателях эффективности производства (например, норма рентабельности, энерго-, материало-, трудоемкости и др.)

Социальные стандарты это официально установленные государством нормативы в сфере социальных отношений (минимальная зарплата, пенсия, уровень прожиточного минимума, продолжительность рабочей недели, отпуска и др.).

Пищевые стандарты предполагают установление государством требований к качеству продуктов питания.

Фармацевтические стандарты это нормативы изготовления лекарственных препаратов, перечень лекарств и лекарств, потребление и реализация которых официально разрешена государством.

Косвенные методы государственного регулирования это совокупность косвенных средств государственного влияния на деятельность субъектов экономики (т.е. это система правовых и экономических методов).

Правовые методы это система законов и законодательных актов, регламентирующих деятельность субъектов хозяйствования, то есть определяют правовое пространство.

Основные документы правового регулирования экономики в Украине:

Конституция и законы Украины;

указы и распоряжения Президента;

постановления и другие акты Верховной Рады;

постановления и распоряжения Кабинета Министров;

нормативно-правовые акты центральных органов (министерств и ведомств);

нормативные акты местных государственных администраций и органов местного самоуправления.

Экономические методы государственного регулирования национальной экономики связаны с созданием государством финансовых или материальных стимулов, способных влиять на экономические интересы субъектов хозяйствования и обусловливать их поведение.

Экономическое регулирование осуществляется с помощью следующих инструментов:

бюджетно-налогового регулирования, что связано с функционированием государственных финансов, формированием госбюджета и государственных расходов (установление налоговых ставок, пошлина);

кредитно-денежного регулирования, то есть деятельность государства направлена ??на обеспечение экономики полноценной и стабильной национальной валютой, а также на регулирование денежного обращения в соответствии с потребностями экономики (установление учетных ставок,%).

амортизационной политики, устанавливает нормы амортизации.

Широко используются также административные методы государственного регулирования национальной экономики, базирующихся на использовании силы государства, и предполагают меры или средства, запрещающие, разрешающие или заставляют.

Применение административных методов является эффективным и необходимым в таких сферах:

прямой контроль государства над монопольным рынком;

охрана окружающей среды и здоровья людей;

социальная защита населения;

защита национальных интересов (государственный контроль импорта капитала, рабочей силы, товаров и др.);

реализация государственных программ и планов.

Инструменты административного регулирования были приведены, когда речь шла о методах и инструменты прямого влияния государства. Кроме этого, к ним следует добавить:

указы, декреты, постановления;

контроль за соблюдением законности;

штрафные санкции.

Государство также использует индикативные методы, т.е. методы косвенного, опосредованного воздействия, которые имеют ориентировочный, рекомендательный характер (например индикативные планы), и неформальные методы государственного воздействия на экономику, каковы убеждения, пропаганда. Государство использует для этого публичные программы на радио и телевидении, публикации в периодической печати, социологические исследования и опросы, воздействуя так на формирование общественного мнения, сознания, экономического мышления.

Согласно конкретных объектов регулирования экономики государство проводит и необходимую экономическую политику.

Экономическая политика государства это система социально-экономических идей и целей развития страны; основные задачи в соответствии с настоящей политикой и средства их достижения; функционирования органов государственной власти и управления их деятельностью.

Основные виды экономической политики:

Антициклическая политика, которая направлена ??на поддержку определенных стабильных темпов экономического роста.

Структурная политика, предусматривающая формирование современной прогрессивной и эффективной структуры национальной экономики.

Амортизационная политика, с помощью которой осуществляется накопление капитала, в будущем обеспечит расширение и обновление производства.

Инвестиционная политика, регулирует капиталовложения с целью структурной перестройки производства, его технического и технологического обновления и модификации.

Научно-техническая и информационная политика, то есть деятельность государства, направленная на развитие науки и техники, обеспечение стратегических научных и технологических прорывов; внедрения результатов НТП в производство.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика, определяет источники создания казначейства, обеспечивает формирование налоговой системы и государственного бюджета.

7 Монетарная (кредитно-денежная) политика, которая предусматривает государственное обеспечение экономики необходимым количеством денег, регулирование денежного и кредитного рынков.

Ценовая политика, когда государство воздействует на цены и цено-образования с целью обуздания инфляции, стимулирование модернизации производства и др.

Внешнеэкономическая политика, которая охватывает различные аспекты внешней торговли, контроль за миграцией капитала и рабочей силы, поддержку отечественного предпринимательства за рубежом и др. с целью устранения диспропорций платежного баланса и достижения внешнеэкономического равновесия.

Социальная политика государства, сосредотачивается на формировании эффективных социально-экономических условий жизни общества, регулировании отношений между социальными группами, формировании экономических стимулов для участия в производстве, обеспечении эффективной занятости населения, создании социальных гарантий и условий для повышения благосостояния членов общества.

Конкурентная политика государства, которая предусматривает разработку мероприятий по созданию конкурентной среды, поддержки и защиты добросовестной конкуренции, борьбы с монополизмом.

Региональная политика, призванная обеспечить сбалансированное и комплексное развитие отдельных территорий страны исходя из общегосударственных и региональных интересов, путем использования абсолютных и относительных преимуществ регионов.

Экологическая политика, назначение которой создание экологического равновесия, охраны окружающей среды, безопасных условий жизни граждан.

Поскольку экономическая политика государства формируется в результате взаимодействия и борьбы различных экономических интересов и является их равнодействующей, то всегда существует возможность давления различных политических сил на государственные институты.

За годы реформирования в Украине возникли почти все основные рыночные институты, сформировались рычаги государственного макроэкономического регулирования, которые позволяют в определенных пределах влиять на экономическое поведение. Однако в Украине развитие институтов еще не завершено, что требует соответствующих изменяемой функций государства.

Государство при переходного этапа в экономике должна быть сильной для того, чтобы, выступая инициатором реформ и создавая демократические институты, могла претворять в жизнь принятые законы. Ни институт, кроме государства, не может сформировать рыночную систему хозяйствования со всеми ее институтами и обеспечить выполнение рыночных правил.


 

Вход в Razmut

Резюме от Razmut

Сергей Сергеев
Title: Менеджер продаж, отдел сбыта промышленного оборудования
Category: Торговля, снабжение, продажи
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $$ - Договорная - $$
Experience: 30
Available: Yes
Gender: Male
Фериде Казанфарова
Title: Врач
Category: Медицинские работники
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $800 - $900
Experience:
Available: Yes
Gender: Female
Наталья Поданева
Title: мастер-технолог
Category: Инженеры, технологи, конструкторы, энергетики
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $50 - $100
Experience: 2
Available: Yes
Gender: Female
Евгений Колб
Title: Техник-Землеустроитель
Category: Строительство, архитектура, недвижимость
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $100 - $200
Experience:
Available: Yes
Gender: Male
Ирина Ефимова
Title: Редактор
Category: Культура, искусство и шоу-бизнес
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $800 - $900
Experience: 9 лет
Available: No
Gender: Female
Фарида Дашдамирова
Title: Кредитный специалист
Category: IT, компьютеры, програмное обеспечение
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $500 - $600
Experience:
Available: No
Gender: Female
Наталья Рыбачок
Title: Менеджер по продажам
Category: Торговля, снабжение, продажи
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $$ - Договорная - $$
Experience:
Available: No
Gender: Female
Илья Багнюк
Title: Менеджер по продажам\супервайзер\начальник отдела продаж
Category: Другое
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $600 - $700
Experience: 10
Available: No
Gender: Male
Роман Акулевич
Title: оператор по добыче нефти и газа
Category: Рабочие, мастера
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $500 - $600
Experience: 15 лет
Available: Yes
Gender: Male
Марина Кораблёва
Title: инспектор, специалист
Category: Другое
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $$ - Договорная - $$
Experience: 4 года
Available: Yes
Gender: Female

".Работа в Москве." ".Работа в Киеве." ."Поиск вакансий." ".Поиск резюме." ".Подбор персонала." ".Описание обязанностей, должностных инструкций по вакансиям." ".Шаблон (макет) резюме." ".Выложить резюме." ".Разместить вакансию." ".Работа в Украине." ".Работа в СНГ." ".Работа в России." ".Работа в Белоруссии." ".Работа в других странах." ".Работа в Москве." ".Работа в Киеве." ".Работа в Санкт-ПетерБурге." ".Авиаразмут." ".Повышение квалификации по ведущим вакансиям." ".Размутить / снять девушку."
Карта сайта
© Размут.рф 2009–2018 ".Razmut." Contact tel. +38(093)76.70.429 operator life:)
По всем вопросам, пишите на электронную почту: po4ta(собака)razmut.ru - С уважением Администрация проекта «Размут»
При перепубликации материалов, активная ссылка на www.razmut.ru обязательна.
проверка сайта