Закономерности формирования и функции науки в доиндустриальную эпоху

E-mail Печать PDF

Исследуются главные факторы, которые повлекли формирование науки. Анализируются закономерности ее функционирования и функции в доиндустриальну эпоху. Определяются главные сферы и закономерности проявления основных функций науки в отмеченный период. Исследуется роль последней в формировании цивилизации и в создании государства.

- Найти работу / поиск вакансий
- Выложить / создать резюме
- Выложить / создать вакансию

Ключевые слова: наука, доиндустриальна эпоха, цивилизация, познавательная функция науки, мировоззренческая функция науки, практическая функция науки.

Формирование современного информационного общества как основа экономики знаний диктует необходимость переосмысления места и роли науки в общественном устройстве, факторов, сдерживающих или ускоряющих ее развитие. Анализ закономерностей развития науки и исследования ее функций в историческом контексте позволит выявить специфическое место науки в современной экономической системе, определить главные направления ее дальнейшей эволюции и определить механизмы влияния на научную сферу с целью ускорения общественного прогресса.

Наше исследование было осуществлено на основе анализа трудов классиков экономической теории и науки ведения, таких, как М. Алле, Дж. Бернал, Ф. Энгельс, К. Маркс, Г. Спенсер, И. Шумпетер, так и работ многих современных отечественных и зарубежных ученых, среди которых В. Геец, В. Запарий, В. Иноземцев, Б. Лановик, С. Нефедов, А. Чухно, и других. Однако, относясь с уважением к несомненным достижениям зарубежных и отечественных ученых, хотим отметить, что в экономическом аспекте анализа закономерностей формирования информационного общества и экономики знаний прослеживается недостаточно глубокий комплексный подход в процессе выявления закономерностей развития науки, особенностей проявления его функций на разных этапах общественного прогресса. Таким образом, целью статьи выступает анализ причин, факторов и закономерностей возникновения и развития науки, а также сфер проявления ее главных функций в доиндустриальную эпоху.

 

Как известно, доиндустриальный этап развития человеческой цивилизации по подходу американского этнографа Генри Моргана делится на этапы дикости, варварства и перехода от варварства к цивилизации. В эпоху дикости и варварства (к IV тыс. до н. Э) было сформировано первоначальное (доисторическое) общество. Несмотря на то, что наука как обособленная целостная система производства и использования объективных знаний о действительности в этот период еще не сформировалась, некоторая совокупность знаний на базе фундаментальных научных открытий уже зародилась. Она имела неперсонифицированный и, главным образом, прикладной характер, то есть служила для совершенствования имеющихся орудий труда. Выступала, тем самым, инструментом довольства потребности в безопасности. Те знания о мире, которые не были прикладными, служили для объяснения различных природных процессов, которые протекали и влияли на бытие первого человека. Они выступали как субъективные, недоказуемы, мифологические, то есть не имели истинно научного характера. Формирование мировых цивилизаций (Месопотамии, Шумера, Египта, Вавилона), которое началось примерно в ІV тис. до н.э., было обусловлено главным образом двумя причинами - стремлением сельскохозяйственных храмовых общин обезопасить себя и попытками повысить производительность труда и доходы. Первая причина обусловила формирование регулярной армии, которая финансировалась за счет государственных средств, а вторая - привела к появлению письменности, математики и геометрии для ведения подсчетов количества урожая, доходов и расходов храмового хозяйства, разграничения земли между крестьянами - общинниками и т.д.. Итак, в странах Древнего Востока была накоплено значительное количество такого рода знаний, которые составили важную предпосылку будущей науки. Носителями этих знаний выступали главным образом жрецы. Отдаленной предпосылкой науки можно считать и мифологию, в которой впервые была реализована попытка построить целостную, всеобъемлющую систему представлений об окружающей действительности. В античную эпоху были заложены определенные социальные условия развития науки: достаточно высокий уровень развития производства и общественных отношений привел к разделению умственного и физического труда и тем самым открыл возможность систематических занятий наукой. К тому же наличие богатой широкой культурной античной традиции создала условия для свободного восприятия достижений разных культур и народов. Так в IV в. до н.э. в Древней Греции возникли первые теоретические системы, которые, в противоположность мифологии, объясняли действительность через естественные начала. Древнегреческая наука дала первые описания закономерностей природы, общества и мышления, которые, конечно, были во многом несовершенны, однако сыграли выдающуюся роль в истории культуры. Древнегреческие мыслители ввели в практику мыслительной деятельности систему абстрактных понятий, касающихся мира в целом, превратили в стойку традицию поиск объективных, естественных законов мироздания и заложили основы доказательного способа изложения материала как важнейшую черту науки. В средние века в Европе древнегреческая традиция была сильно трансформирована господством христианской религии, породило специфическую средневековую форму науки - схоластику. Она внесла значительный вклад в развитие умственной культуры, в совершенствование искусства теоретических дискуссий. Созданию базы для науки способствовало развитие алхимии и астрологии. Первая заложила традицию опытного изучения природных веществ и соединений, подготовив почву для возникновения химии, а вторая стимулировала систематические наблюдения за небесными светилами, способствуя развитию астрономии. Таким образом, развитие науки в период формирования мировых цивилизаций и в эпоху Средневековья (IV тыс. до н.э. - пер. Пол. XVI в. Н.э.) имело следующие черты: 1. Наука, зарождающейся, еще не выходит за пределы имеющейся практики. «Производство идей, представлений, сознания первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность и материальные отношения людей, условия реальной жизни. Образование представлений, мышление, духовное общение людей здесь еще непосредственным порождением их материальных действий » [ 6, с. 29]. Наука моделирует изменение объектов, вовлеченных в практическую деятельность, предсказывая их возможные состояния. Связь науки и экономики проявлялся через первичное формирование конкретной экономической проблемы и последующее ее решения главным образом через эмпирическое исследование, эксперимент. 2. Методология и инструментарий исследования науки в доиндустриальный период развиты слабо, они ограничены использованием агрегативных категорий, аксиом, теорем, что не позволяет проводить сложные расчеты и строить сложные модели. 3. Научное открытие приобретает персонифицированный характер из-за появления письменности и некоторых форм права, которые были сформированы еще в античные времена. 4. Научный и, как следствие, экономический прогресс протекает неравномерно и, как и в эпоху варварства, развивается в пользу наций, представители которых совершили научное открытие, чему способствует неразвитость коммуникаций. 5. Существующие религиозные догматы, особенно в средние века, сдерживают свободное развитие науки и научного поиска (преследования еретиков, уничтожение библиотек). 6. Информационная база для развития науки была слаборазвитых. Библиотеки и музеи, которые были созданы в этот период, не были доступны для всех желающих получить информацию, ведь они находились преимущественно при храмах и монастырях, причем периодически уничтожались в результате захватнических войн. 7. Главный потенциал науки - образование находится в этот период на начальной стадии развития . В античный период и в эпоху Средневековья уже начинают формироваться научно - образовательные центры (« Ликей » Аристотеля, « Мусей » Птолемея в Древней Греции, «Дом науки» халифа Мамуна в Багдаде, первая юридическая школа Болонского ритора Ирнерия, которая в конце XИИ века превратилась в «университет »). Активизация науки начинается с XIII в. - Времени образования европейских университетов, которые были интересны тем, что в них заложены ориентиры базовых образований, сохранившиеся до сих пор. Средневековое образование (Р. Гроссето, Р. Бэкон, Ж. Буридан, У. Оккам и др.)., Построив университетскую систему и разработав логические и некоторые гуманитарные дисциплины, создала непосредственные предпосылки для появления новоевропейской науки. Однако, конечно, образование в этих учебных заведениях распространяется далеко не на все слои населения. Это обстоятельство не способствует эффективному использованию научного потенциала тогдашнего общества. 8. Отсутствует или слабо выражена поддержка научного поиска со стороны государства в лице правителей - монархов, которые были заинтересованы в проведении исследований только в направлении поиска способов собственного обогащения - за счет захватнических войн, добычи или искусственного создания золота (алхимия) и т.д.. Это обстоятельство не способствует активному и всестороннему развитию науки, ускорению осуществления фундаментальных научных открытий, которые происходят не в рамках научно - исследовательского центра, а преимущественно в пределах труда отдельных личностей на свой страх и риск и за счет собственных средств (изобретатели Леонардо да Винчи, Дж. Бруно, Р. Бэкон, Б. Шварц, путешественники Магеллан, В. да Гама, Х. Колумб и т.д.). Если рассматривать науку как совокупность экономических отношений, возникающих в хозяйственной сфере и направленные на формирование и использование объективных знаний о действительности для удовлетворения человеческих потребностей, наука возникает одновременно с появлением человека. Она выступает механизмом удовлетворения потребностей общества, т.е. своим существованием уже выполняет определенные экономические функции. Под экономической функцией науки понимается внешнее проявление одного или нескольких ее существенных свойств в существующей системе экономических отношений, влияние ее элементов на процесс общественно -экономического развития . В функциях науки оказывается ее возможность и способность участвовать в решении кардинальных проблем жизнедеятельности общества, в создании более благоприятных условий для удовлетворения общественных потребностей, то есть в общественно - экономическом прогрессе. На первом этапе развития науки, этапе формирования мировых цивилизаций, было заложено главные важнейшие сферы использования научного знания - культурная, экономическая, политическая, социальная, внешнеэкономическая и т.д.. Дальнейшее развитие человеческой цивилизации только расширил направления и дополнил способы и инструменты использования науки в указанных сферах. В первоначальный период научные знания проявляют свое существование главным образом в философской сфере, они используются в первую очередь для того, чтобы узнать, описать и объяснить факты, с которыми человеку приходится встречаться в различных сферах своей жизнедеятельности. Не последнюю роль в этом процессе играет человеческое любопытство, которая выступает важным стимулом познания ради удовлетворения нужд « человека разумного». Есть первой функцией науки выступает познавательная (гносеологическая), направленная на создание системы объективных знаний об окружающей среде, которое сводится к описанию и объяснению изучаемых процессов и явлений. Познавательная функция заложена самой сути науки, главное назначение которой - само познание природы, общества и человека, рационально - теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение всевозможных явлений и процессов, с которыми человек сталкивается в своей повседневной деятельности. Познавательная функция науки на всех этапах развития человечества выступает как одна из главных, так как в процессе общественного развития она формирует и постоянно дополняет систему знаний о мире и в экономическом аспекте направлена ??на формирование новых фундаментальных научных открытий как базы для инновационного экономического роста. Познавательная функция неразрывно связана с мировоззренческой функцией как функцией формирования мировоззрения человека, поскольку научная картина мира не существует в чистом виде. Любая научная мысль выступает как субъективная категория, потому что она формируется в сознании отдельного человека, которая имеет собственное субъективное представление об окружающей среде. Поэтому научная мысль на этом этапе соотносится человеком с обыденным, мифологическим, религиозным, философским осмыслением мира и постоянно переоценивается под влиянием изменения во внешней среде. Процесс научного познания человеком мира неразрывно связан с практическим использованием полученных знаний. Поскольку само существование человека определяет возникновение, рост и усложнение ее потребностей, полученное знание используется в первую очередь в ее практической деятельности с целью удовлетворения потребностей. Так реализуется следующая функция науки - практическая, что многие сферы и форм проявления - экономическую, социальную, политическую, природоохранную и т.д. и развивается в соответствии с эволюцией общества, возникновения новых общественных потребностей и проблем, требующих решения. Первым аспектом практической функции науки выступает необходимость обеспечения состояния личной безопасности, то есть отсутствия внутренних и внешних угроз индивида или общества. Это проявляется в предвидении и прогнозировании экономических процессов в будущем на базе уже имеющейся информации. В этом воплощается такая функция науки, как предсказательная - прогнозная. Эта функция науки осуществляется с помощью таких же инструментов, что и познавательная - разработки принципов, построения моделей. Но специфика предсказательная - прогнозной функции заключается в возможности практического применения полученных знаний с целью приспособления человека к прогнозируемых изменений в окружающей среде путем изменения ее экономического поведения, то есть, в конечном итоге, в обеспечении защиты человека от внешних и внутренних угроз. Экономический аспект практической функции заключается в возможности с помощью научного знания обеспечить удовлетворение потребностей не только в настоящее время, но и в будущем. При этом указанная функция переплетается не только с познавательной, но и даже с мировоззренческой, поскольку расширение кругозора способствует построению более совершенных и точных экономических моделей, то есть более точном прогнозе будущего поведения объекта исследования. На ранних этапах развития человечества эта функция проявлялась в попытке человека исследовать и прогнозировать природные явления с помощью мифов, сделать запасы продовольствия на случай неурожая т.п.. На этапе формирования цивилизации она предусматривает разработку первых научно обоснованных философских, математических, астрономических, механических моделей и их практическое использование. Кроме того, возможность получения знания про__ объект и перспектива предсказания его поведения в будущем предпочитает тем экономическим субъектам, которые им владеют. Это способствует процессу использования полученного знания на благо интересам индивида или отдельной группы индивидов, и приобретение ими особого статуса в обществе. Новая информация позволяет индивиду или группе подчинить себе других представителей социума, то есть реализовать экономическую власть. Таким образом наука проявляет себя в социальной сфере. Любое - новое знание в виде конкретного изобретения имеет практическую ценность, способствует экономическому обогащению того индивиду или этноса, который им владеет, что позволяет расширить его экологическую нишу. Например, изобретение стремени варварами - германцами сделал всадника устойчивым в седле и позволило использовать длинный меч или саблю, что вызвало страшную волну завоевательных войн, которые разрушили цивилизацию Древнего мира [ 7 ]. То есть, по нашему мнению, с древних времен знания и владения им выступает важным фактором развития нации, реализации власти и управления одних экономических субъектов другими, и, как следствие, присвоения и использования редких благ (на ранних этапах развития человечества - в первую очередь земли). Таким образом, наука через формирование и использование научного знания отдельными индивидами воплощает важную функцию становления и обогащения отдельной нации. Экономическая сфера проявления практической функции науки заключается в попытке с помощью накопленного опыта через познавательную и предсказательную прогнозную функцию использовать науку для совершенствования производственного процесса в направлении более разумного, эффективного использования экономических ресурсов, бережливости в использовании физического потенциала человека и экономии рабочего времени с целью максимизации удовлетворения потребностей и повышения благосостояния (на ранних стадиях развития человечества преобладали интересы высших классов общества - правителей, монархов, духовенства, то есть научное знание использовалось главным образом для удовлетворения их личных потребностей). Таким образом, в экономической сфере наука выполняет важнейшую функцию - производственную или технико - технологическую. Она воплощается в использовании человеком первых научных знаний о природе и производство ради получения большего количества продукта и создания дополнительного дохода обладателя экономических ресурсов - в анализируемый период - правящего класса. Кроме того, практическая функция, которую исполняет наука, в доиндустриальную эпоху способствовала объединению людей в государственные образования, ведь, например, формирования рабовладельческого государства, которая пришла на смену первобытной общине, произошло благодаря совершенствованию орудий труда, разделения производственной сферы на сельское хозяйство и ремесло, производству прибавочного продукта [ 3, с. 14 ]. Тем самым наука и внедрение ее результатов в хозяйственную практику способствовало формированию государства, что дает основание выделить следующую функцию науки - государственно, которая проявляет себя в государственно -правовой сфере. Вместе с тем формирование государства способствовало и эволюции функций науки, ведь это породило необходимость использовать научный результат на благо государству и обществу, разрабатывать методы и инструменты эффективного управления ее экономической, политической и социальной сферами. То есть с формированием государства возникает новая функция науки - государственно - регулирующая. Ведь для того, чтобы государство успешно и эффективно функционировала и развивалась, необходимо обеспечивать ее экономическую, политическую и социальную безопасность, то есть гарантировать ее защиту от различных внешних и внутренних угроз. В условиях постоянной изменчивости реальной действительности, возникновение и обострение разнообразных проблем государству в лице его руководителей необходимо менять и совершенствовать свою политику. Безусловно, этому процессу способствует прогресс науки, поскольку позволяет использовать научное знание для построения обоснованных моделей государственного регулирования общественно - экономических процессов. Приведенный подход к анализу закономерностей и причин возникновения и развития науки, исследования различных сфер проявления ее функций позволяет осуществить дальнейший анализ эволюции науки в индустриальную эпоху и в период формирования постиндустриальной цивилизации; исследовать механизмы использования науки и ее результатов в направлении формирования общества знаний.

Список литературы
1 . Бернал, Дж. Д. Наука в истории общества [ Текст]: Пер . с англ . / Дж.Д. Бернал . - М., 1956.
2 . Геец, В. Характер переходных процессов в экономике знаний [ Текст] / В. Геец / / Экономика Украины . - 2004 . - № 4 . - С. 4-14 .
3 . Экономическая история Украины и мира [ Текст]: учебник / под ред . Б. Д. Лановик - 6 -е изд ., Перераб . и доп . - К.: Викар, 2004 . -
486 с .
4 . Иноземцев, В. Л. За пределами экономического общества . Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в
современном мире [ Текст] / В. Л. Иноземцев . - М.: Academia - Наука, 1998 . - 614с .
5 . Кун, Т. А. Структура научных революций [ Текст] / Т. А. Кун. - М.: Прогресс, 1977 . - 300 с .
6 . Маркс, К. Противоположность материалистического и идеалистического взглядов [ Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельса . - М. - 1966 .
7 . Нефедов, С. А. История науки и техники. Курс лекций. [ Электронный ресурс ] / С. А. Нефедов . - Режим доступа: http://
hist1.narod.ru/Lec/Histsci.htm / .
8 . Новицкий, В. Императивы инновационного развития [ Текст] / В. Новицкий / / Экономика Украины . - 2007 . - № 2 . - С. 45-52 .
9 . Чухно, А. Научно - технологическое развитие как объект исследования эволюционной теории [ Текст] / А. Чухно / / Экономика Украины .
- 2008 . - № 1 . - С. 10-13 .
10 . Шумпетер, Й. Теория экономического развития [ Текст] / И. Шумпетер . - М.: Прогресс, 1982 . - 401 с .

С уважением команда Портала – «Размут»  Razmut.ru ©


 

Вход в Razmut

Резюме от Razmut

Сергей Сергеев
Title: Охранник
Category: Охрана, служба безопасности
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $$ - Договорная - $$
Experience: 20
Available: Yes
Gender: Male
Сергей Сергеев
Title: Менеджер продаж, отдел сбыта промышленного оборудования
Category: Торговля, снабжение, продажи
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $$ - Договорная - $$
Experience: 30
Available: Yes
Gender: Male
Фериде Казанфарова
Title: Врач
Category: Медицинские работники
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $800 - $900
Experience:
Available: Yes
Gender: Female
Наталья Поданева
Title: мастер-технолог
Category: Инженеры, технологи, конструкторы, энергетики
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $50 - $100
Experience: 2
Available: Yes
Gender: Female
Евгений Колб
Title: Техник-Землеустроитель
Category: Строительство, архитектура, недвижимость
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $100 - $200
Experience:
Available: Yes
Gender: Male
Ирина Ефимова
Title: Редактор
Category: Культура, искусство и шоу-бизнес
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $800 - $900
Experience: 9 лет
Available: No
Gender: Female
Фарида Дашдамирова
Title: Кредитный специалист
Category: IT, компьютеры, програмное обеспечение
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $500 - $600
Experience:
Available: No
Gender: Female
Наталья Рыбачок
Title: Менеджер по продажам
Category: Торговля, снабжение, продажи
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $$ - Договорная - $$
Experience:
Available: No
Gender: Female
Илья Багнюк
Title: Менеджер по продажам\супервайзер\начальник отдела продаж
Category: Другое
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $600 - $700
Experience: 10
Available: No
Gender: Male
Роман Акулевич
Title: оператор по добыче нефти и газа
Category: Рабочие, мастера
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $500 - $600
Experience: 15 лет
Available: Yes
Gender: Male

".Работа в Москве." ".Работа в Киеве." ."Поиск вакансий." ".Поиск резюме." ".Подбор персонала." ".Описание обязанностей, должностных инструкций по вакансиям." ".Шаблон (макет) резюме." ".Выложить резюме." ".Разместить вакансию." ".Работа в Украине." ".Работа в СНГ." ".Работа в России." ".Работа в Белоруссии." ".Работа в других странах." ".Работа в Москве." ".Работа в Киеве." ".Работа в Санкт-ПетерБурге." ".Авиаразмут." ".Повышение квалификации по ведущим вакансиям." ".Размутить / снять девушку."
Карта сайта
© Размут.рф 2009–2018 ".Razmut." Contact tel. +38(093)76.70.429 operator life:)
По всем вопросам, пишите на электронную почту: po4ta(собака)razmut.ru - С уважением Администрация проекта «Размут»
При перепубликации материалов, активная ссылка на www.razmut.ru обязательна.
проверка сайта