Планирование социально - экономического развития

E-mail Печать PDF

Решение жизненно важных проблем развития общества, регионов, отраслей экономики, институциональных единиц и обоснование способов реализации определенных стратегических и тактических целей осуществляется с помощью макроэкономических планов.

Макроэкономическое планирование как составляющая механизма государственного регулирования национальной экономики широко используется в
- Найти работу / поиск вакансий
- Выложить / создать резюме
- Выложить / создать вакансию
экономически развитых странах с целью социально - экономической стабилизации, формирования макропропорций и обеспечения динамичности развития экономики.
В общем смысле план это совокупность обоснований целей и способов их достижения. Процесс разработки плана называется планированием. Такие универсальные определения можно применять к любой сознательной деятельности. Особенность макроэкономического планирования заключается в том, что его объектом является национальная экономика, а субъектом государство.

Кроме того, следует учитывать временные ограничения планов, обусловлены, во-первых, ротацией государственных органов в соответствии с законодательством о выборах и, во-вторых, календарным характеру планировки (плановый год, как и бюджетный, начинается 1 января и заканчивается 31 декабря). Итак, макроэкономическое планирование это особый вид деятельности государства по определению стратегических, тактических и оперативных целей планового периода, а также способов достижения этих целей.

Суть макроэкономического планирования раскрывается следующим образом:

во-первых, это сознательная деятельность государства, направленная на достижение поставленных целей;

во-вторых, это разработка модели достижения желаемого и ожидаемого уровня развития национальной экономики при условии одновременного определения путей, способов и сроков реализации данной модели.

Планы имеют конкретные числовые параметры, то есть плановые показатели, отражающие конечные цели социально - экономического развития, промежуточные результаты и затраты ресурсов для их достижения. Они отчасти политический характер, соответствуют политике правительства, то есть в основе выбора пути развития национальной экономики не всегда лежат только экономические критерии. Планы создаются на основе прогнозов. Из нескольких вариантов выбирается один, наиболее приемлемый. Иногда разрабатывается резервный, аварийный, вариант плана. План необязательно должно соответствовать выбранному варианту прогноза. Социально -экономическое планирование осуществляется на всех уровнях управления (государственном, региональном, местном, на уровне предприятия).

Стратегической целью планирования является обеспечение экономического роста (причем как в абсолютных, так и относительных показателях), макроэкономического равновесия и сбалансированности.

Для этого необходимо выполнить следующие действия:

Оценить современный уровень развития национальной экономики: плановые расчеты должны основываться на изучении статистических и фактических данных, анализе практического опыта.

Правильно определить приоритеты, что обусловлено ограниченностью ресурсов и необходимостью концентрации усилий на решениях важнейших проблем.

Сбалансировать все макроэкономические плановые показатели (затраты).

Поддержать единство различных видов планирования: перспективного и текущего, отраслевого и территориального.

Обеспечить реальную возможность разработки конкретных механизмов реализации планов (экономического, правового, организационного).

Ориентироваться на мировые стандарты, то есть соблюдать мировых экономических, экологических, социальных стандартов.

Планирование должно базироваться на принципах научности, системности, адекватности, рентабельности, гласности, объективности. Основные функции планирования:

определение целей и приоритетов развития национальной экономики, особенно в переходный период трансформации;

обеспечение оптимального развития национальной экономики (кратчайшего и наиболее эффективного способа достижения поставленной цели);

координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов (обеспечение информацией, стимулирование и др..).

гармонизация экономических интересов субъектов хозяйствования. С точки зрения обязательности выполнения субъектами хозяйствования

плановых заданий различают директивное, индирективне и индикативное планирование. Директивный план (отв. лат. Direktio прямое направление) имеет силу юридического закона, является адресным и обязательным для выполнения.

Директивное планирование это способ управления экономикой посредством разработки обязательных для выполнения задач по производству и распределения товаров и услуг.

Директивное планирование было формой проявления твердого государственного регулирования экономики в бывшем СССР.

Основные черты директивного планирования:

Базирование на государственной собственности.

Внедрение государственной стратегии и приоритетов, охват всех сторон жизни общества.

Стремление решить не только макро -, но и микропроблемы.

Обязательность выполнения планов.

Директивный план для государства инструмент реализации экономической политики, для субъектов экономики цель производства, потому что выполнение или невыполнение плана влечет соответственно поощрения или взыскания.

Настройки вертикально субординированных отношений в экономике (приказы, директивы спускаются «сверху»). Предприятия являются простыми исполнителями приказов.

Использование преимущественно административных, прямых методов государственного регулирования экономики.

Негативные последствия применения директивной политики на практике:

а) уничтожение конкуренции, создание условий для монополизма,

б) отсутствие мотивации производства;

в) снижение эффективности производства, качества товаров;

г) возникновения постоянного товарного дефицита;

д) порождение бюрократизма, волюнтаризма, корупции.

Индирективное  планирования имеет много общего с директивным, а разница их заключается в том, что в индерективному планировании используются не только административные, но и экономические рычаги, не предусмотрены как административные наказания за невыполнение плана, так и поощрения, связанные с перевыполнением плана (т.е. материальные премии, первоочередное выделение ресурсов и др..)

Наибольшее распространение в системе макроэкономического планирования получило индикативное планирование это способ регулирования экономики посредством постановки определенных целей, определения приоритетов развития национальной экономики и применения государственных финансовых и других стимулов для реализации запланированного.

Индикативные планы имеют ряд особенностей, которые существенно отличают их от планов директивных. Во-первых, индикативный план является набором рекомендаций, во-вторых, рекомендации не являются обязательными, в-третьих, показатели плана предназначено для информирования субъектов хозяйствования о целях, приоритетах и намерениях правительства государства, по

В-четвертых, мобильный характер плана предусматривает возможность его корректировки в соответствии с изменившейся на рынке, в-пятых, реализация целей индикативного плана осуществляется через систему правовых и экономических регуляторов. Из этого можно сделать вывод, что индикативное планирование присуще экономике смешанного типа, то есть оно предопределяет сущность трансформации в сфере макроэкономического планирования и переход от директивного планирования к индикативного. Функции индикативного планирования:

Определение целей и приоритетов развития национальной экономики.

Координация экономической деятельности субъектов хозяйствования.

Прогнозирование макроэкономического развития.

Определение сфер эффективного вложения капитала.

Выявление неперспективных в будущем областей и предприятий.

Рекомендательный характер индикативных планов, однако, не означает, что субъекты хозяйствования могут игнорировать его цели, приоритеты и систему мер. Для влияния на деятельность экономических субъектов следует учитывать степень зрелости рыночных отношений и выискивать адекватные методы и средства государственного воздействия с целью полной реализации намеченных планов. В связи с этим макроэкономические планы в пост социалистических странах предусматривают возможность использования определенных административных методов, присущих директивному планированию (нормы и нормативы, государственные заказы, государственные инвестиции, регулируемые цены и др.)..

Макроэкономические планы нельзя разрабатывать без использования системы показателей. В макроэкономическом планировании показатель - это мера планового задания, которая обеспечивает его количественную или качественную определенность.

Показатели используемых в макроэкономическом планировании, должны отвечать следующим требованиям:

быть пригодными для агрегирования (укрупнения);

быть четко определенными, измеряемыми, сопоставимыми с показателями государственной статистики.

Система показателей должна обеспечивать комплексную характеристику всех аспектов функционирования национальной экономики и имеет

быть адаптивной (гибкой), способной отражать все изменения состояния объекта планирования.

Директивные показатели должны быть адресными, то есть содержать указания относительно конкретных исполнителей плановых заданий, а индикативные информировать субъектов рынка о намерениях государства в соответствующих сферах и ориентировать их на деятельность, направленную на соблюдение приоритетов государственной политики.

Показатели макроэкономических планов классифицируются по следующим группам: натуральные и стоимостные, количественные и качественные, объемные и сетевые, абсолютные и относительные, обязательные, расчетные и информационные.

Натуральные показатели характеризуют вещественный аспект воспроизводства. Они дают возможность установить прямое соответствие между объемом производства в конкретно - вещественной форме и объему потребностей в продукции.

Стоимостные показатели. С их помощью измеряются совокупные результаты воспроизведения, прежде макроэкономические показатели. При плановых расчетах необходимо учитывать индексы цен и инфляции.

Количественные показатели характеризуют прямые непосредственные результаты деятельности. Они могут быть объемными, то есть отражать объемы производства и потребления, и сетевыми, т.е. характеризовать развитие сети объектов различных сфер (количество предприятий различных форм собственности и хозяйствования или отраслей экономики).

Качественные показатели характеризуют потребительскую стоимость продукции, условия развития производства, эффективность, степень использования различных видов ресурсов и др.. К качественным показателям относятся нормы и нормативы.

Абсолютные показатели отражают количественную характеристику процессов и явлений. Относительные показатели (индексы, темпы роста или спада, темпы прироста, удельный вес) характеризуют динамику и структуру соответствующих параметров.

Обязательные показатели директивными, то есть такими, которые нуждаются в обязательном выполнения; расчетные показатели предназначены для обоснования основных параметров плана, информационные показатели по своей сути являются индикативными.

Основными методами планово - экономических расчетов является балансовая и нормативный.

Суть балансового метода макроэкономического планирования заключается в применении приемов и расчетов, позволяющих уста

новления связи и согласования между потребностями и средствами для их обеспечения. Задачей сведения баланса является достижение оптимального соответствия между совокупностью потребностей и общей суммой источников их удовлетворения.

Классификация балансов осуществляется по многим признакам. По масштабам объекта планирования выделяют балансы народнохозяйственные, отраслевые, региональные, за временному признаку статические и динамические балансы, за единицами измерения натуральные (материальные), стоимостные (денежные) и трудовые.

Балансовые расчеты в макроэкономическом планировании предусматривают широкое использование социально - экономических норм и нормативов.

Нормативный метод (технико - экономических расчетов) базируется на использовании прогрессивной, научно обоснованной системы норм и нормативов. С помощью норм и нормативов определяют потребности в производстве продукции (работ, услуг), обосновывают возможности удовлетворения этих потребностей, осуществляют контроль за эффективностью использования ресурсов при реализации плановых заданий.

Система норм и нормативов состоит из следующих основных групп:

норм эффективности общественного воспроизводства (норм материало -, энерго-, трудоемкости ВВП);

норм и нормативов затрат труда (отношение ВВП к количеству трудовых ресурсов и др..)

норм и нормативов расхода сырья, материалов, топлива, энергии (затраты ресурсов на 1 грн ВВП или валового выпуска);

норм и нормативов капитальных вложений и капитального строительства (общей и сравнительной эффективности капитальных вложений, удельных капитальных вложений и др..)

финансовых норм и нормативов (обеспечение бюджетом  населения, нормативов отчислений в местные бюджеты общегосударственных налогов, норм амортизации и т.д.);

социальных норм и нормативов (норм потребления населением товаров и услуг, нормативного потребительской корзины, нормативного потребительского бюджета, обеспеченности населения услугами и объектами социальной сферы);

экологических норм и нормативов (расхода воды на 1 грн валового выпуска соответствующей отрасли, норм выбросов вредных веществ в воздух или водный бассейн и др.)..

Кроме этого, в современной практике используют метод оптимизацию ции плановых решений (короткий и эффективный способ достижения поставленных целей) и программно - целевой метод.

Макроэкономическое планирование в странах с развитой рыночной экономикой прошло несколько этапов .

Первый этап (40- 50 -е годы ХХ века) ??начался во Франции, Испании, Швеции, Норвегии, где складывались краткосрочные планы (бюджетные программы), а плановые документы должны индикативный характер.

Второй этап (60-е августа. 70- х годов ХХ века) ??характеризовался составлением в Западной Европе и Японии краткосрочных планов - прогнозов, связанных с государственным бюджетом, практикования среднесрочного планирования, первыми долгосрочными прогнозами (на 15-20 лет), прежде в Японии.

Третий этап (середина 70 - х годов ХХ века и до нашего времени) - государственное планирование получило целевых стратегических рис.

Программирование национальной экономики разработки комплексных программ развития национальной экономики.

Программно - целевой метод планирования предусматривает:

определение проблемы и формулирование целей;

разработки и реализации программы, направленной на достижение целей;

систематический контроль за качеством и результатами работ, предусмотренных программой;

• корректировки мероприятий, направленных на реализацию целей. Применение программно - целевого метода обусловлено многими

факторами, а именно: наличием неудовлетворенного спроса на продукцию (работы, услуги); чрезмерными затратами ресурсов и, как следствие, возникновением отрицательных внешних эффектов (экстерналий) потребностью в глубоких структурных преобразованиях; реакцией на политическое давление или предпринимательскую инициативу и др..

Программно - целевой метод планирования реализуется через государственные целевые программы (ГЦП) документы, в которых содержится определенный согласно ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, направленных на достижение определенных целей. Такие цели должны быть обусловлены стратегией социально -экономической политики государства, наличием конкретных задач или нескольких смежных социально - экономических проблем.

Классификация ГЦП осуществляется по уровню, составу, сферы влияния и реализации; характером и спецификой проблем и целей, а также по срокам их выполнения.

По уровню, составу, сферы влияния и реализации выделяют такие программы: межгосударственные, государственные, межотраслевые, отраслевые, межрегиональные, региональные, локальные. По характеру и специфике проблем и целей программы социально - экономические, производственные, научно -технические, экологические, институциональные, региональные и др..

Социально - экономические программы направлены на решение проблем развития и совершенствования образа жизни, повышение материального и культурного уровня населения, улучшение производственных и социальных условий труда и отдыха, рост масштабов и эффективности функционирования общественного сектора и т.д..

Производственные программы ориентированы на увеличение производства определенных видов продукции (работ, услуг), развитие прогрессивных производств, повышение качественных характеристик продукции, рост эффективности использования ресурсов.

Научно -технические программы нацелены на развитие научных исследований, решения проблем разработки и внедрения в практику новейших техники и технологий.

Экологические программы направлены на ресурсосбережение, осуществление природоохранных и естественно преобразовательных проектов.

Институциональные программы ориентированы на совершенствование организации управления хозяйственными системами, трансформацию отношений собственности.

Региональные программы нацелены на хозяйственное освоение новых районов, преобразование структуры экономики сложившихся социально - экономических комплексов в регионах.

По срокам выполнения программы делятся на долгосрочные (рассчитанные на 5-10 лет), среднесрочные (1-5 лет) и краткосрочные (до одного года). Эта классификация обусловлена ??целями, на достижение которых направлена ??программа. Долгосрочные программы, как правило, направлены на достижение стратегических целей. Достижение стратегической цели длительный процесс, связанный с существенными структурными сдвигами в экономике, которые через ее инерционность нельзя осуществить в короткие сроки.

С уважением команда Портала – «Размут»

Razmut.ru ©


 

Вход в Razmut

Резюме от Razmut

Сергей Сергеев
Title: Менеджер продаж, отдел сбыта промышленного оборудования
Category: Торговля, снабжение, продажи
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $$ - Договорная - $$
Experience: 30
Available: Yes
Gender: Male
Фериде Казанфарова
Title: Врач
Category: Медицинские работники
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $800 - $900
Experience:
Available: Yes
Gender: Female
Наталья Поданева
Title: мастер-технолог
Category: Инженеры, технологи, конструкторы, энергетики
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $50 - $100
Experience: 2
Available: Yes
Gender: Female
Евгений Колб
Title: Техник-Землеустроитель
Category: Строительство, архитектура, недвижимость
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $100 - $200
Experience:
Available: Yes
Gender: Male
Ирина Ефимова
Title: Редактор
Category: Культура, искусство и шоу-бизнес
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $800 - $900
Experience: 9 лет
Available: No
Gender: Female
Фарида Дашдамирова
Title: Кредитный специалист
Category: IT, компьютеры, програмное обеспечение
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $500 - $600
Experience:
Available: No
Gender: Female
Наталья Рыбачок
Title: Менеджер по продажам
Category: Торговля, снабжение, продажи
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $$ - Договорная - $$
Experience:
Available: No
Gender: Female
Илья Багнюк
Title: Менеджер по продажам\супервайзер\начальник отдела продаж
Category: Другое
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $600 - $700
Experience: 10
Available: No
Gender: Male
Роман Акулевич
Title: оператор по добыче нефти и газа
Category: Рабочие, мастера
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $500 - $600
Experience: 15 лет
Available: Yes
Gender: Male
Марина Кораблёва
Title: инспектор, специалист
Category: Другое
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $$ - Договорная - $$
Experience: 4 года
Available: Yes
Gender: Female

".Работа в Москве." ".Работа в Киеве." ."Поиск вакансий." ".Поиск резюме." ".Подбор персонала." ".Описание обязанностей, должностных инструкций по вакансиям." ".Шаблон (макет) резюме." ".Выложить резюме." ".Разместить вакансию." ".Работа в Украине." ".Работа в СНГ." ".Работа в России." ".Работа в Белоруссии." ".Работа в других странах." ".Работа в Москве." ".Работа в Киеве." ".Работа в Санкт-ПетерБурге." ".Авиаразмут." ".Повышение квалификации по ведущим вакансиям." ".Размутить / снять девушку."
Карта сайта
© Размут.рф 2009–2018 ".Razmut." Contact tel. +38(093)76.70.429 operator life:)
По всем вопросам, пишите на электронную почту: po4ta(собака)razmut.ru - С уважением Администрация проекта «Размут»
При перепубликации материалов, активная ссылка на www.razmut.ru обязательна.
проверка сайта