Базисные институты национальной экономики

E-mail Печать PDF
Основное назначение института это интеграция и равновесие обособленных ( локализованных ) элементов социальной системы, единство которых представлена ??не в непосредственной форме, а существует как проблема.

- Найти работу / поиск вакансий
- Выложить / создать резюме
- Выложить / создать вакансию

Как существенные характеристики институционализации деятельности экономисты отмечают специализацию, стандартизацию и формализацию. Эти свойства нарабатываются в течение долгого времени благодаря повторяемости и локализации определенных видов деятельности. Таким образом, институты это актуально материализованное прошлое общественной системы, алгоритм, обеспечивающий дифференцированную активную позицию субъекта в отношении внешних условий этого существования.

Отсюда вытекают два существенных свойства институциональных форм : во-первых, они обеспечивают связь и преемственность исторических состояний социума, во-вторых, институциональная форма всегда относительна и преходящая. Институт это результат процессов, произошедших в прошлом, они приспособились к обстоятельствам прошлого, а значит, не находятся в полном согласии с требованиями современности, так характеризовал эту сторону институтов Т. Веблен ( «Теория праздного класса », 1899 г.)
 


Институты можно рассматривать как регуляторы поведения общества. Главное их свойство они являются информационными инструментами, которые избавляют от неопределенности ( однако не ликвидируя ее полностью).

Существенная для экономики разница между функциональной и институциональных сторонами хозяйственной деятельности заключается в том, что любая процедура, существующая в пределах определенной хозяйственной функции, обособляется от последней и становится институтом, когда для большинства субъектов становится безальтернативной, снимая с них бремя неопределенности, оценки, выбора.

Благодаря институтам любое действие в отношении других людей не требует досконального обдумывания, потому что человек действует согласно нормам,

правилам, существующим в общественной жизни, независимо от того, принимает их каждый член общества или не принимает. Институты дают возможность выполнить целенаправленные действия, при этом действия других людей и организаций будут более предсказуемыми.

Институты существуют в обществе на всех уровнях. На макроуровне они могут быть представлены системой прав собственности, монетарной и кредитной системой, конституцией государства. Государство может рассматриваться как ряд инструментов, определяющих структуру политической власти. На макроуровне институты представлены коммунальным хозяйством, локальными отношениями между заемщиком и заимодавцем, местными административными органами, отдельной семьей, живущей согласно семейного законодательства. Именно институты могут стать основой для понимания экономической системы как процесса изменены.

Рыночная экономика всегда институциолизована, хотя соотношение роли и функций государственных и негосударственных институтов в разные эпохи и у разных народов могут существенно отличаться. Из этого следует принцип первичности институциональных задач реформирования украинской экономики. Вне системы институтов эффективная экономика развиваться не может. Это особенно проявляется во время экономического кризиса, когда нужны детальные рецепты государственной коррекции и реформ, усиление государственного влияния на процессы приватизации, ценообразования, формирования доходов, функционирования рынка капиталов.

Эффективная экономика возможна только тогда, когда дополняется продуманным вмешательством зрелой правового государства, поэтому в Украине прежде всего следует научить чиновников новым методам управления, что необходимо для создания институциональных основ рыночной экономики. В рыночной экономике существует совокупность институтов, способствующих экономическому развитию, в первую очередь, это институт рынка, конкуренции, предпринимательства, собственности.

Институциональные ограничения, возлагаемые на хозяйственную деятельность человека в процессе его взаимодействия с другими членами общества, является следствием исчерпанности ресурсов. Фактор их ограниченности относительно потребностей обусловливает отработки механизмов и правил, регулирующих взаимодействие людей в процессе их хозяйственной деятельности. В основе этой системы находится институт собственности, его состояние определяет направленность всех других институтов.

Собственность можно рассматривать двояко. С одной стороны как режим собственности, важнейший институт, с другой как отдельные права,

являются элементами целостной системы. В первом случае собственность определяется как правила игры, регулирующих отношения между людьми по поводу ограниченных ресурсов. В противном случае собственность трактуется как « пучок » правомочий, у того или иного индивида, как правило индивида определять все возможные способы использования ресурсов.

Права собственности можно рассматривать как фактически действующую в обществе систему исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Они закрепляются не только государственной собственностью (законами, судебными решениями), но и традициями, нормами, и поэтому действительно является « правилами игры », принятыми в обществе. Это означает, что собственность как совокупность социальных норм не обязательно сопровождается их фиксацией в законах и контрактах. Права собственности шире, чем понятие юридической концепции. Они не сводятся исключительно к формальным правовых норм, деятельность которых подкрепляется карательной силой государства, а обусловливаются социальными правилами поведения. Видом социальных правил является механизм формирования прав собственности на ресурсы.

Рынок предполагает добровольное подчинение закону. Доверие между участниками сделки поддерживается эффективной защитой прав сторон государством. Зафиксировано государством право собственности облегчает взаимное понимание интересов и намерений сторон, заключающих соглашение. Права собственности является одним из институтов, уменьшает неопределенность во взаимоотношениях индивидов.

С позиций рыночных принципов взаимодействия экономических агентов особое внимание привлекают две правовые традиции общее право и гражданское право. Именно эти правовые традиции находились у истоков формирования рынка в европейских государствах, общее право в Великобритании, США, гражданское право в странах континентальной Европы. Разногласия между двумя традициями являются существенными и касаются многих аспектов. Во-первых, различают сами источники права. В гражданском праве новые нормы принимаются на основе дедукции из существующих законов: конституции, кодексов, простых законов, декретов. В общем праве центральную роль играет прецедент, под которым понимают традиции и предыдущие решения судов по схожему вопросу. Во-вторых, две традиции отличаются ролью, отводимой в принятии юридического решения судьи. В гражданском праве действие судьи сводится к поиску и использования той правовой нормы, которая лучше

описывает противоречивую ситуацию. Общее право предоставляет судье большую свободу действия. Судья должен ориентироваться на справедливое решение, и в процессе его поиска он может обратиться не только к существующим нормам, но и к субъективным критериев справедливости.

Наиболее значимое различие общего от гражданского права заключается в трактовке права собственности. В гражданском праве право собственности рассматривается как единое, неограниченное и неделимое. Это предполагает, что владельцем ресурса может быть одно лицо, обладающее тремя полномочиями правом владения, правом использования и правом распоряжения.

Общее же право исходит из концепции собственности как сложного « пучка » правомочий, при этом правомочность на один и тот же ресурс могут принадлежать разным людям. Право собственности предполагает : право владения, право использования, право распоряжения, право присвоения, право на остаточную стоимость, право на безопасность, т.е. гарантия от експроприации, право на переход вещи по завещанию, бессрочность, право на запрет вредного использования, ответственность в виде взысканий.

Подобный подход к спецификации права собственности является более гибким, что делает его особенно эффективным при заключении сложных сделок на рынке, при любых сложных отношениях между индивидами по поводу использования ресурсов. Сложная конфигурация « пучка » правомочий возникает при трастовом управлении собственностью, лизинга, франчайзинга и других сложных формах организации коммерческой деятельности.

Рассматривая влияние внешних эффектов на права собственности, Р. Коуз выдвинул предложение, которая получила название « теорема Коуза », согласно которой, если бы все права собственности были ясно определены и предписаний, а все трансакционные издержки ( расходы, эт ^ связанные с обменом « пучка » пра - вочинностей ) равнялись бы нулю, и если люди соглашались твердо придерживаться результатов добровольного обмена, то не было бы никаких внешних эффектов [ 1].

Путь к преодолению внешних эффектов лежит в создании новых прав собственности в тех пределах, где их еще не было установлено. В этом и заключается роль государства.

Из теории Р. Коуза следует, что только при нулевых трансакционных - акционных издержек первоочередной распределение прав собственности не имеет

никакого влияния на процесс производства. Однако в реальной жизни трансакционные издержки положительны и в современном мире быстро растут, поскольку права собственности не бывают полностью определены и надежно защищены, то есть существует определенная размытость прав собственности.

Подход, определенный в теории Коуза, дал толчок к развитию « экономической теории права », что находится в состоянии экономической и юридической теории.

Исходя из предположения, что система законодательства должна всесторонне поощрять обмен, представители « экономики права » предметом анализа делали вопросы экономической эффективности законодательства, определяя, что важной задачей законодательства является точная спецификация прав собственности на ресурсы, сопровождающая этот процесс.

Государство может либо распределять исключительные права собственности, или изменить схему прав собственности с целью снижения трансакционных издержек и поощрения рыночного обмена.

В современных условиях определенность, стабильность и предсказуемость прав собственности является важным фактором экономического роста. При этом роль четко определенных прав собственности может варьироваться в зависимости от размеров организаций, форм собственности, доступа к информации.

Значение этого элемента институциональных преобразований в переходной экономике не может быть переоценен, в том числе и в контексте задач соответствующего государственного регулирования.

В Украине перераспределение собственности начался с 1991 года и характеризовался массовой приватизацией и « диким» перераспределением собственности. Сейчас практически начался новый этап перераспределения прав собственности, происходит на фоне глобального экономического кризиса. Реорганизация крупного бизнеса, по оценкам экономистов, будет связана с формированием холдинговых структур, созданием альянсов между компаниями, входящими в финансово - промышленных групп, перераспределением собственности в рамках корпоративных структур с нарушением прав акционеров путем выпуска новых ценных бумаг, а также проведением реорганизации акционерных обществ, что происходит за счет вытеснения отдельных акционеров в новые компании с неблагоприятным финансовым состоянием.

В Украине происходит возрождение института предпринимательства, является достаточно сложной задачей, поскольку необходимо восстановить кон

куренции, либерализовать отношения собственности, изменить систему хозяйственных связей и деловую культуру субъектов хозяйствования.

В экономической литературе предпринимательство рассматривается в трех аспектах: как экономическая категория, как метод хозяйствования, как тип экономического мышления.

Согласно Хозяйственному кодексу Украины предпринимательство это самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями ) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли. Предпринимательская деятельность является чрезвычайно разнообразной и предполагает существование и эффективное взаимодействие больших, средних и малых предприятий различных форм собственности, когда создаются предпосылки для гармоничного развития различных отраслей экономики.

За годы независимости в Украине созданы предпосылки для возникновения таких важных элементов инфраструктуры предпринимательства, как информационно - консультативные центры, институты совместного инвестирования, технопарки, общественные объединения предпринимателей.

Для предпринимательства как метода ведения хозяйства важным условием является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенной совокупности прав и свобод по выбору вида предпринимательской деятельности, формирование производственной программы, выбора источников финансирования, доступу к ресурсам, сбыту продукции.

Важным условием предпринимательства является ответственность за принимаемые решения и связанный с этим риск, а также ориентация на достижение коммерческого успеха, получение наибольшего дохода.

Как особый тип экономического мышления предпринимательство характеризуется совокупностью оригинальных подходов к принятию решений для их реализации. Предпринимателям следует обладать особенным воображением, предусматривать риски и избегать их, действовать в зависимости от определенных процессов, а самому определять эти процессы.

Формирование рыночных институтов происходит с помощью институтов государственной власти в виде государственных кодексов, законов, подзаконных актов. Необходимо также учитывать то, что процесс ин- ституционализации должно характеризоваться положительным эффектом замены неформальных институтов стабильными, формальными, которые будут обеспечивать снижение уровня неопределенности взаимодействия экономических

субъектов. Это позволит положительно и целенаправленно влиять на такие институциональные составляющие макроэкономической политики, как уровень коррупции, выполнение правительством контрактных обязательств, власть закона, угроза дефолта.

 


 

Вход в Razmut

Резюме от Razmut

Сергей Сергеев
Title: Охранник
Category: Охрана, служба безопасности
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $$ - Договорная - $$
Experience: 20
Available: Yes
Gender: Male
Сергей Сергеев
Title: Менеджер продаж, отдел сбыта промышленного оборудования
Category: Торговля, снабжение, продажи
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $$ - Договорная - $$
Experience: 30
Available: Yes
Gender: Male
Фериде Казанфарова
Title: Врач
Category: Медицинские работники
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $800 - $900
Experience:
Available: Yes
Gender: Female
Наталья Поданева
Title: мастер-технолог
Category: Инженеры, технологи, конструкторы, энергетики
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $50 - $100
Experience: 2
Available: Yes
Gender: Female
Евгений Колб
Title: Техник-Землеустроитель
Category: Строительство, архитектура, недвижимость
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $100 - $200
Experience:
Available: Yes
Gender: Male
Ирина Ефимова
Title: Редактор
Category: Культура, искусство и шоу-бизнес
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $800 - $900
Experience: 9 лет
Available: No
Gender: Female
Фарида Дашдамирова
Title: Кредитный специалист
Category: IT, компьютеры, програмное обеспечение
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $500 - $600
Experience:
Available: No
Gender: Female
Наталья Рыбачок
Title: Менеджер по продажам
Category: Торговля, снабжение, продажи
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $$ - Договорная - $$
Experience:
Available: No
Gender: Female
Илья Багнюк
Title: Менеджер по продажам\супервайзер\начальник отдела продаж
Category: Другое
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $600 - $700
Experience: 10
Available: No
Gender: Male
Роман Акулевич
Title: оператор по добыче нефти и газа
Category: Рабочие, мастера
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $500 - $600
Experience: 15 лет
Available: Yes
Gender: Male

".Работа в Москве." ".Работа в Киеве." ."Поиск вакансий." ".Поиск резюме." ".Подбор персонала." ".Описание обязанностей, должностных инструкций по вакансиям." ".Шаблон (макет) резюме." ".Выложить резюме." ".Разместить вакансию." ".Работа в Украине." ".Работа в СНГ." ".Работа в России." ".Работа в Белоруссии." ".Работа в других странах." ".Работа в Москве." ".Работа в Киеве." ".Работа в Санкт-ПетерБурге." ".Авиаразмут." ".Повышение квалификации по ведущим вакансиям." ".Размутить / снять девушку."
Карта сайта
© Размут.рф 2009–2018 ".Razmut." Contact tel. +38(093)76.70.429 operator life:)
По всем вопросам, пишите на электронную почту: po4ta(собака)razmut.ru - С уважением Администрация проекта «Размут»
При перепубликации материалов, активная ссылка на www.razmut.ru обязательна.
проверка сайта