Укрепление национальной валюты - фактор обеспечения экономической безопасности

E-mail Печать PDF

Основной, хотя и скрытой угрозой, связанной с проведением монетарной политики, является нарастающий расстройство функций национальной валюты. Эта опасность конкретно проявляется в ослаблении функциональных возможностей национальной валюты, в потере способности обеспечивать потребность денежного обращения в средствах платежа, обращения и сбережения, в частности в неуклонном опережении спроса на иностранную валюту по отношению к национальной, что создает постоянную угрозу девальвации курса гривны.

Политика ограничения денежной эмиссии: мотивации и последствия.

Трудности с восстановлением экономического роста, улучшением инвестиционного климата, развитием предпринимательской инициативы и, что не менее тревожно, выполнением государственного бюджета тесно связаны с ориентацией "на снижение уровня инфляции и накопления международных резервов", с использованием арсенала подавления спроса на национальную валюту ( политико-процент-ных ставок для поддержания стабильного валютного курса) и ограничения ее предложения по каналам кредитования реального сектора.

Действительно, проблема выбора ориентиров кредитно-эмиссионной политики в условиях спада производства, обострение платежного кризиса и резких колебаний объемов денежной одна из центральных. Безусловно, она не может решаться отдельно от разработки общей стратегии развития украинской экономики.

Оценка достаточности объемов денежной эмиссии и соответственно выбор направления эмиссионной политики (активизировать или ограничивать рост денежной эмиссии) зависят прежде всего от оценки тенденций, возникающих в ходе реформирования экономики и осуществления политики подавления инфляции.

Курс на обеспечение финансовой стабилизации и укрепления национальной валюты, а точнее, курс на ограничение денежной массы и бюджетного дефицита (путем сокращения бюджетного финансирования предполагалось подавить платежеспособный спрос и соответственно инфляцию) реализует очень упрощенный подход к решению важной экономической проблемы. Этот курс можно оценить как проявление неспособности государства использовать весь арсенал средств и методов финансово-кредитного регулирования для обеспечения финансовой стабилизации, создание условий для расширения внутреннего рынка, платежеспособного спроса. При этом закрываются источники формирования сбережений и, соответственно, внутренних инвестиционных ресурсов, под влиянием нарастающего дефицита денежной массы происходит искусственное завышение прибыльности сегментов денежного рынка в ущерб доходности реального сектора экономики. В условиях устойчивого падения производства и уменьшение базы налогообложения установка на сокращение денежной массы и бюджетного дефицита одновременно приводит к возникновению дисбаланса между выполнением обязательств по финансированию расходной части и формированием доходной части бюджета.

Дело в том, что принятие размеров бюджетного дефицита и денежной эмиссии как жестких ориентиров недопустимо не только потому, что в принципе отсутствуют надежные критерии уровней этих размеров, но и потому, что в период устойчивого спада производства делается четкая установка на ограничение мобилизационных возможностей экономики и активизации рычагов бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики. Кроме того, нормативный подход к определению объемов бюджетного дефицита и денежной массы явно противоречит самой природе этих размеров, их синтетическом характера. Если уровни этих размеров могут служить барометром или, точнее, индикатором состояния экономики, то это не значит, что они могут быть заданы в расчетах таких важных систем, как формирование государственного бюджета и потребности денежного обращения в денежной массе.

"Нормативный" характер современной финансовой политики делает ее детонатором социально-экономических потрясений. Социально-экономическое напряжение в начале 1999 гг. В значительной мере связано с нарастающим дисбалансом между государственными обязательствами по финансированию расходов бюджетной сферы и возможностью их обеспечения. Этот дисбаланс, несомненно, порожденный полной розлагодженистю бюджетной и эмиссионной политики государства с реальной ситуацией в экономике.

В отличие от развитых стран, где вся институциональная структура рыночной экономики четко реагирует на макроэкономические установки, в украинской экономике еще не сформированы экономические системы, способные сами выбирать макроэкономические ориентиры и адекватно реагировать на макрофинансовую (жесткую или мягкую) политику государства. В этой связи беспрецедентными является отказ правительства выполнять свои бюджетные обязательства в пределах сумм, установленных законом о государственном бюджете, попытки ставить их в зависимость от неспособности государства обеспечить своевременный и достаточный сбор налоговых платежей в пределах, установленных государственным законом. Не менее одиозно на фоне спада производства и тенденции сужения рынков сбыта украинской продукции выглядит аргументация в обоснование рестрикционного курса денежной кредитной политики.

За фасадом "финансовой стабилизации", а точнее - подавление высоких темпов инфляции скрывается глубокое поражение системы денежного обращения страны. Трансформация экономики, которая появилась за время осуществления реформирования акций - от дефицита товаров к дефициту денег-привела к расстройству функций обращения национальной валюты. В едином пространстве ее обращения появляются очаги нестабильности, нарушающих его структурную однородность. Здесь стоит вспомнить и эмиссию псевдоплатижних средств, и долларизацию денежного обращения и сбережений. Под влиянием реформационных акций с их ориентацией на ограничение кредитной эмиссии происходит неизбежная передача национальной валютой своих функций ее заменителям, возникающих по мере нарастания дефицита средств. Появляется множество финансовых структур, эмитируют псевдоденьги. Эмитентами разного рода долговых обязательств выступают административные органы регионов, банки, предприятия. Особенно активно здесь ведет себя Министерство финансов Украины.

Одновременно с увеличением объемов заменителей денег и увеличением числа их эмитентов происходит ослабление функций НБУ Украины, в частности его прав монопольно осуществлять эмиссию денег и организовывать их обращение, а также быть кредитором последней инстанции для кредитных организаций. Соответственно снижается реальная способность НБУ обеспечивать стабильность гривни и регулировать денежный оборот. В этих условиях НБУ теряет эмиссионный доход, по-ступаючись правом на его получение разнообразным коммерческим и административным структурам, осуществляющих эмиссию псевдоденег. В части же замещение гривневой массы иностранной валютой, выполняет функции сбережения, НБУ отдает прибыль эмиссионным центрам соответствующих стран.

Нельзя также не видеть, что снижение совокупного платежеспособного спроса и сужение внутреннего рынка сбыта национальной продукции, а следовательно, уменьшение объемов денежного обращения ведут к сокращению сферы и объемов реального использования гривневой массы.

Очевидно, что в рамках существующей денежно-кредитной политики НБУ слабо использует свое монопольное право на денежную эмиссию. Масштабы наполнения межхозяйственного оборота платежными-расчетными суррогатами различных наименований (платежные сертификаты, обязательства вексельного типа, взаимные зачеты, налоговые освобождения и др.) Свидетельствуют о том, что обеспечение потребности оборота в платежных средствах приобретает стихийный характер. Если формирование денежной массы на основе использования механизма кредитной эмиссии является объектом регулирования НБУ, то нарастание объемов квазиденежных массы практически выводит основную часть денежного обращения из сферы банковского регулирования и, что не менее опасно, единого информационного пространства украинской экономики. При этом органическое единство всего денежного пространства уменьшает функциональные различия между ними. Более того, повышается "ценность" псевдоденег в связи с их способностью скрывать доходы от налогообложения. В условиях отсутствия централизованного контроля и регламентации в части псевдоденежная массы, установление жестких пределов роста гривневой массы (любых агрегатов) становится бессмысленным. Расширение сферы обращения псевдоденег при том, что происходит постоянное обновление их форм и механизмов действия, практически сокращает сферу функционирования гривневых массы и, что опасно, спрос на нее. При этом происходит не только деформация состава денежной массы и ослабление ее функциональной способности, а и разрушается перспектива восстановления национальной валюты.
За пределами существующего курса денежной политики остается и проблема преодоления тенденции ускоренного сокращения пространства и зон функционирования гривны как валюты. Происходит это в пределах внутреннего рынка Украины и рынка стран СНГ. Надо заметить, что в начале 1998 г.. Резко сократились кредитные отношения со странами СНГ. Не вызывает сомнения, что указанные тенденции практически прекращают возможность активного использования кредитной эмиссии по расширению границ совокупного платежеспособного спроса и в этой связи спроса на национальную валюту. Практика искусственного ограничения кредитной эмиссии и поддержки дефицита гривневой массы способствуют вытеснению национальной валюты из всех сегментов украинского внутреннего рынка. Таким образом, введение конвертируемости гривны откладывается на неопределенный срок, не только не обеспечивает стабильность национальной валюты, но и приводит к дезорганизации всей денежно-финансовой системы.

 

Вход в Razmut

Резюме от Razmut

Сергей Сергеев
Title: Охранник
Category: Охрана, служба безопасности
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $$ - Договорная - $$
Experience: 20
Available: Yes
Gender: Male
Сергей Сергеев
Title: Менеджер продаж, отдел сбыта промышленного оборудования
Category: Торговля, снабжение, продажи
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $$ - Договорная - $$
Experience: 30
Available: Yes
Gender: Male
Фериде Казанфарова
Title: Врач
Category: Медицинские работники
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $800 - $900
Experience:
Available: Yes
Gender: Female
Наталья Поданева
Title: мастер-технолог
Category: Инженеры, технологи, конструкторы, энергетики
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $50 - $100
Experience: 2
Available: Yes
Gender: Female
Евгений Колб
Title: Техник-Землеустроитель
Category: Строительство, архитектура, недвижимость
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $100 - $200
Experience:
Available: Yes
Gender: Male
Ирина Ефимова
Title: Редактор
Category: Культура, искусство и шоу-бизнес
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $800 - $900
Experience: 9 лет
Available: No
Gender: Female
Фарида Дашдамирова
Title: Кредитный специалист
Category: IT, компьютеры, програмное обеспечение
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $500 - $600
Experience:
Available: No
Gender: Female
Наталья Рыбачок
Title: Менеджер по продажам
Category: Торговля, снабжение, продажи
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $$ - Договорная - $$
Experience:
Available: No
Gender: Female
Илья Багнюк
Title: Менеджер по продажам\супервайзер\начальник отдела продаж
Category: Другое
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $600 - $700
Experience: 10
Available: No
Gender: Male
Роман Акулевич
Title: оператор по добыче нефти и газа
Category: Рабочие, мастера
Type: Полный рабочий день
Salary Range: $500 - $600
Experience: 15 лет
Available: Yes
Gender: Male

".Работа в Москве." ".Работа в Киеве." ."Поиск вакансий." ".Поиск резюме." ".Подбор персонала." ".Описание обязанностей, должностных инструкций по вакансиям." ".Шаблон (макет) резюме." ".Выложить резюме." ".Разместить вакансию." ".Работа в Украине." ".Работа в СНГ." ".Работа в России." ".Работа в Белоруссии." ".Работа в других странах." ".Работа в Москве." ".Работа в Киеве." ".Работа в Санкт-ПетерБурге." ".Авиаразмут." ".Повышение квалификации по ведущим вакансиям." ".Размутить / снять девушку."
Карта сайта
© Размут.рф 2009–2018 ".Razmut." Contact tel. +38(093)76.70.429 operator life:)
По всем вопросам, пишите на электронную почту: po4ta(собака)razmut.ru - С уважением Администрация проекта «Размут»
При перепубликации материалов, активная ссылка на www.razmut.ru обязательна.
проверка сайта