Для всех нас стали привычными слова «подростковый клуб». От их названий «Прометей», «Надежда», «Мечта», «Маяк», «Бригантина», «Факел» веет романтикой, загадочностью. По вечерам сюда приходят мальчишки и девчонки, чтобы пообщаться со сверстниками, найти любимое дело, да и просто научиться что-то делать своими руками. Такие подростковые клубы созданы в каждом микрорайоне при домоуправлениях.
- Найти работу / поиск вакансий
- Выложить / создать резюме
- Выложить / создать вакансию
Организовать досуг ребят — забота организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми. Но как сделать, чтобы каждый подросток нашел в клубе дело по душе? Многое зависит от личности воспитателя. Каким он должен быть? Подростки всегда тянутся к людям волевым, увлеченным, справедливым, умеющим выслушать и понять их. Вот почему педагогу необходимо изучать психологию подростка, знать особенности и условия его развития. Ребята с удовольствием посещают дискотеки, диспуты, вечера вопросов и ответов, встречи за «круглым столом», спортивные соревнования, конкурсы.
Из всего этого многообразия найти и выделить главное, увлечь ребят интересным делом — задача сложная. И успеха добивается тот, кто хорошо знает запросы и склонности подростков, проживающих в микрорайоне, умеет найти среди них активных, наиболее уважаемых.
Для ребят подростковый клуб должен стать местом полезного общения. Важно проводить мероприятия, направленные на развитие их познавательных интересов и творческой активности — тематические вечера, олимпиады, конкурсы, викторины, встречи с передовиками производства и учеными из числа жителей микрорайона.
Каждый подростковый клуб имеет шефов — производственный коллектив, который помогает организатору вести работу с подростками. С этой целью проводятся экскурсии на предприятия, в университеты/институты, встречи с ветеранами производства, представителями массовых профессий, конкурсы мастерства по владению компьютерными технологиями.
Большие возможности для организации трудовых дел имеются в каждом микрорайоне. Это работа по сооружению спортивной площадки, озеленению и благоустройству территории двора. Очень хорошо, если педагог-организатор сумеет определить творческие способности и возможности ребят и направит их на создание уюта в своем клубе. Это воспитывает у ребят бережное отношение ко всему, что его окружает там, помогает почувствовать себя в нем хозяином.
Всегда оживленно бывает в спортивных секциях подросткового клуба. И как важно, чтобы педагогу-организатору удалось привлечь к работе с подростками тренеров-общественников, людей, увлеченных своим делом, неравнодушных, которые организуют работу военно-технических кружков, проведут спортивные соревнования на призы различных клубов в турнирах по настольному теннису, шахматам, шашкам, поведут ребят по туристским маршрутам.
Экскурсии в музеи, встречи с писателями и поэтами, читательские конференции, культпоходы в театр, в филармонию помогают педагогу-организатору ввести ребят в мир прекрасного, приобщить их к искусству.
Следует шире использовать возможности учреждений культуры. Они на высоком профессиональном уровне организуют лектории, дискотеки, тематические вечера, просмотры фильмов с последующим обсуждением, встречи с актерами, оказывают методическую помощь руководителям кружков.
Важна связь подросткового клуба и спортивных организаций района, которые могут помочь педагогу-организатору в проведении массовых спортивных праздников, дней здоровья, соревнований между клубами.
Особую заботу представляют для педагога-организатора дети из неблагополучных семей, «трудные» подростки. Хорошо, если такой подросток сразу найдет в клубе дело по душе; но чаще всего это ребята, которые не привыкли делать каких-либо усилий, не любят трудиться, в отдыхе предпочитают пассивные формы, когда все за них делают другие. А чтобы как-то утвердиться среди сверстников, они, придя на мероприятие, начинают куражиться, порой даже хулиганить.
Работа с «трудными» подростками требует много времени, терпения, доброты. Здесь необходимо продумать методы воздействия на них и со стороны педагогического коллектива школы, и инспекции по делам несовершеннолетних, и общественности. И только искренняя заинтересованность всех этих организаций в судьбе подростка может принести желаемые результаты.
Педагогом-организатором может стать любой учитель, имеющий среднее специальное и высшее педагогическое образование. Он должен обладать всеми качествами, необходимыми педагогу — любовью к детям, отзывчивостью, справедливостью, терпением и настойчивостью.
Постоянное общение с разными людьми — учителями школы, родителями, общественностью, шефами, ветеранами, представителями различных предприятий района заставляет педагога-организатора воспитывать в себе доброжелательность, общительность, такт, умение выслушать собеседника, отстоять свою точку зрения.
Трудность заключается в том, что педагог-организатор в подростковом клубе работает один. И от его умения расположить к себе людей, увлечь их, убедить в необходимости и важности работы с подростками во многом зависит, каким будет подростковый клуб в микрорайоне.
С уважением команда Портала – «Размут»